Автор: Куликова Светлана Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ЦРР д/с № 101 (г. Калининград).

Цель: Знакомство с различными климатическими зонами и обитателями. Закрепление знаний о роли воды в жизни растений, животных, людей. Знакомство со свойствами воды. Воспитание бережного отношения к воде, умению и желанию очищать воду от загрязнения.

Предварительная работа:

Проведение опытов, беседы, рассматривание иллюстраций, игры с игрушками животными разных климатически зон.

Материал: макеты климатических зон, лаборатория (воронки, стаканы, марля, халаты), глобус, песок, вода, лед, стрелки, следы.

Словарная работа: Млекопитающие, фильтры, колосняк, оазис.

Ход занятия:

1 часть.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы хотели бы присоединиться ко мне?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы отправимся в увлекательное путешествие по разным климатическим зонам. Сначала на Северный полюс, а затем чудесным образом окажемся в жаркой пустыне. После пустыни мы попадем на Балтийское море, а так как море находится рядом с нашим городом, мы вернемся в наш детский сад. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие отгадайте загадку.

Загадка о глобусе: На одной ноге стоит модель земного шара. Покружив вокруг оси можно много здесь найти: леса, развалины, горы, огромные просторы; найти здесь можно много стран, узнать, где живет какой народ: где русский, где японец, где испанец, где француз, а где индус, потому что это - глобус.

Воспитатель: Да, действительно, это глобус. Глобус - это маленький макет земного шара, на котором живет много разных народов, находится большое количество больших и маленьких городов, большое количество разных животных, птиц, насекомых, горы, реки, моря и океаны.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какие цвета вы видите на глобусе?

Дети: На глобусе мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.

Воспитатель: Что же означают все эти цвета?

Дети: Зеленый цвет - означает деревья, кустарники, лес; коричневый - горы; желтый - песок, пустыни; синий - моря, океаны, реки, озера; белый - лед, снег.

Воспитатель: Ребята, моря, океаны, реки, озера, снег, лед -как можно назвать все одним словом?

Дети: Все это вода.

Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели глобус, вспомнили, что означают разные цвета на нем, а сейчас, при помощи глобуса мы отправимся в разные климатические зоны. Сначала мы попадем на Северный полюс.

Воспитатель: Закрыли глаза. 1,2,3 - я глобус покручу, вас на Север приглашу! (Воткнуть флажок белого цвета на Северном полюсе, Обратить внимание детей на белые следы, которые помогут нам дойти до Севера).

Воспитатель: Дети, посмотрите, чего очень много на Северном полюсе?

Дети: Очень много снега, льда.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что солнце находится очень низко и лучи только скользят по поверхности земли, совсем не нагревая ее, и вода замерзает. Потому что там низкие температуры, холод.

Воспитатель: Правильно, Северный полюс - это настоящее царство льда и снега.

Воспитатель: Опыт: Давайте потрогаем лед, какой он?

Дети: Лед холодный, твердый, колется, в руке тает.

Воспитатель: Молодцы. Лед - это твердое состояние воды.

Воспитатель: А вы знаете, что даже в таких суровых условиях на Севере есть жизнь?

Воспитатель: Женя приготовил загадку об одном из животных, которые там живут:

Он на Севере живет, очень любит рыбу.

Плавает, ныряет, волнами играет.

А на сушу выйти лень,

Потому что он - тюлень.

Воспитатель: Лена тоже приготовила вам загадку:

Он огромен, неуклюж.

Весь покрыт он жиром.

Есть усы, клыки и хвост.

На кого же он похож?

Ну, конечно, это - морж.

Воспитатель: Что можно сказать о морже, тюлене?

Дети: Эти животные очень толстые, жирные.

Воспитатель: А почему они такие?

Дети: Потому что жир помогает им спасаться от холода.

Воспитатель: А вы знаете, какой самый большой зверь живет на Севере?

Дети: Самый большой - белый медведь.

Воспитатель: Как вы думаете, почему у него мех белый?

Дети: Он сливается со снегом, чтобы охотиться, и белый цвет не притягивает солнечные лучики, а отталкивает.

Воспитатель: Ребята, а чем питаются детеныши тюленя, моржа, белого медведя?

Дети: Они питаются молоком.

Воспитатель: Правильно. Все эти животные называются млекопитающие. Потому что, прежде чем вырасти и лакомиться рыбкой, они пьют молоко у своих мам.

Воспитатель: Кроме них живет еще кто-то из животных на Севере?

Дети: Птицы: чайки, гагары.

Воспитатель: Правильно. Кроме этих птиц, там еще живет птица кайра. А места, где собираются и живут множество птиц, называются птичьим базаром.

Воспитатель: Ну что же, мы побывали на Северном полюсе. Пора продолжить путешествие. Но прежде давайте захватим немного льда, ведь наш путь лежит в пустыню, вдруг понадобится кому-то вода.

Воспитатель: 1,2,3 вокруг себя повернись и в пустыне окажись! (покрутить глобус, воткнуть желтый флажок, обратить внимание на желтые следы, которые помогут нам попасть в пустыню).

Воспитатель: Ребята, что мы видим в пустыне?

Дети: В пустыне мало растений, деревьев, кустарников, цветов и ягод.

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: В пустыне очень жарко, нет воды, мало дождя.

Воспитатель: Правильно. Бывает, что все лето может не выпасть не одной капли дождя. Поэтому, человек, побывавший в пустыне начинает ценить воду. Давайте посмотрим, кто сумел выжить в таком жарком климате?

Воспитатель: Настя подготовила загадку об одном из животных пустыни:

По пустыни жаркой, знойной

Караванами идут,

На своих горбах огромных

Грузы для людей везут.

Они едят одни колючки,

А воду редко пьют.

Кто же это, догадались?

Ну, конечно же - верблюд.

Воспитатель: Да верблюд в пустыне, настоящий помощник людей. Его называют «кораблем пустыни».

Воспитатель: А кто еще сумел выжить в пустыне?

Дети: Ушастый еж, ящерица, змейки, сайгак, антилопа, кенгуровая крыса, растут кактусы, верблюжья колючка.

Воспитатель: Как же эти животные смокли приспособиться к жизни в пустыне?

Дети: Им нужно мало воды, некоторые подолгу могут обходиться без нее.

Воспитатель: Ну а растения, они же не вырастут без воды?

Дети: У кактуса и верблюжьей колючки очень длинные корни, до 20 метров, и они глубоко под землей достают воду.

Воспитатель: Ребята, очень ценным растением в пустыне является - колосняк. Корни его крепко крепятся среди песков и удерживаются от ветра. Его очень любят верблюды, сайгаки, антилопы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на всех животных пустыни, как вы думаете, почему они желтого или светло-коричневого цвета?

Дети: У них цвет песка, т.е. они прячутся в песок от солнца, а ночью тоже сливаются с песком и выходят на охоту.

Воспитатель: Давайте потрогаем песок.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Сухой, рассыпчатый, т.к. в пустыне мало воды и дождя.

Воспитатель: Теперь вы видите, какое значение имеет вода? Нет ее и все высыхает, погибает. Давайте оставим кусочки льда, он растает и кто-то из наших животных ее попьет.

Воспитатель: А теперь продолжим наше путешествие. Наш путь лежит к Балтийскому морю.

Воспитатель: 1, 2, 3 - повернись, на Балтийском море окажись! (дети закрывают глаза, глобус вертится, флажок синий на Балтийском море, обратить внимание на синий следы).

Релаксация: звучит шум моря.

Воспитатель: Дети, что вы слышите?

Дети: Мы слышим шум моря, крик чаек.

Воспитатель: Вот наконец-то мы с вами на берегу Балтийского моря.

Воспитатель: С древних времен на берегу Балтийского моря добывали красивый, солнечный камень. Как он называется?

Дети: Это янтарь.

Воспитатель: Что же это за камень?

Дети: Это окаменевшая смола, дети рассматривают его.

Воспитатель: Из янтаря делают различные украшения.

Воспитатель: А еще люди здесь занимались рыболовством. Вы знаете, какая рыба водится в Балтийском море?

Дети: В Балтийском море водится салака, скумбрия, камбала, килька, судак, морской окунь.

Воспитатель: Люди, птицы, животные любят рыбу, она очень полезная. А что же рыба ест в морях и океанах, чем питается?

Дети: Моллюсками, планктоном, водорослями.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем воду и узнаем, какова она на вкус в Балтийском море.

Дети: Вода соленая.

Воспитатель: Вы, наверное, устали от нашего длинного путешествия. Давайте немного отдохнем на берегу Балтийского моря.

Физминутка

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это - брасс,

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег крутой,

Все как один плывем как дельфины.

И отправились домой.

Воспитатель: Дети, где находится наш город?

Дети: На берегу Балтийского моря.

Воспитатель: А как называется наш город?

Дети: Калининград.

Воспитатель: Пора возвращаться в наш город, в наш детский сад.

Воспитатель: 1, 2, 3 - повернись, в детский сад возвратись! (по зеленым следам).

Воспитатель: Сегодня вы увидели, что без воды не могут жить животные, рыбы вообще живут только в воде, растения без воды не вырастут. А нужна ли вода людям? Для чего?

Дети: Пить, стирать, умываться, купаться.

Воспитатель: Я предлагаю вам подготовить воду для чая, который мы выпьем после длинного путешествия. А вы внимательно посмотрите, что случиться с водой, если она вскипит. (включить чайник, обратить внимание на то, что вода испаряется).

Воспитатель: Итак, вы увидели, что вода бывает твердой, парообразной. А если я возьму и перелью из стакана в стакан воду, что можно сказать о воде?

Дети: Она льется, она жидкая.

Практическая работа.

Воспитатель: Ребята, к сожалению, люди не берегут воду ни в море, ни в реках, ни в озерах. Сбрасывается мусор, сливаются различные вредные вещества. Я надеюсь, что когда вы вырастите, не будите этого делать, а наоборот придумаете разные фильтры для очистки воды.

Воспитатель: Дома вы пьете воду из крана?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что для этого делают ваши родители?

Дети: Ставят на кран фильтры.

Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию. Оденьте, пожалуйста, халаты. Как вы думаете, как можно использовать пустой стакан, воронку, марлю, для того, что бы очистить загрязненную воду в ваших стаканах? (ответы детей) Посмотрите, как при помощи стакана, воронки, марли можно очистить воду. (дети показывают, как сделать фильтр).

2 часть. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Сейчас мы с вами научимся очищать загрязненную воду, а потом из очищенной воды заварим чай.

Проведение опыта. Рассмотреть результаты проделанного опыта.

Воспитатель: Алена подготовила стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом вползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяя сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Паша спутница всегда.

Итог:

Воспитатель: Сегодня мы с вами путешествовали. Что же вы запомнили? Что вам понравилось во время путешествия? Понравилось ли вам быть лаборантами и проводить опыт? Каков результат опыта? Какими свойствами обладает вода?

Воспитатель: Спасибо всем, вы хорошо отвечали, помогли мне провести это увлекательное путешествие.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить