Автор: Торговкина Елена.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
«Познание»:
- упражнять детей в прямом и обратном счете, в назывании последовательности дней недели, закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;
- развивать умение определять на ощупь знакомые геометрические формы и давать им словесное описание, складывать силуэт без образца;
- развивать ориентировку в пространстве относительно предмета, пространственное воображение через написание графического диктанта.
«Коммуникация»:
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
- развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
«Физическая культура»:
- совершенствовать физические качества, умение осознанно выполнять движения;
- развивать чувство равновесия;
- формировать выразительность движений, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
«Социализация»:
- воспитывать у детей привычку заниматься сообща;
- формировать у детей функции самоконтроля и взаимоконтроля.
«Чтение художественной литературы»:
- развивать у детей художественное восприятие произведений.
Материал: Шапочки-скафандры по количеству детей; мяч; игра «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами; игра «Танграм» по количеству детей; тетради в клетку и простые карандаши по количеству детей.
Предварительная работа: цикл познавательных бесед о планетах солнечной системы, изготовление макетов планет совместно с родителями, чтение художественной литература, рассматривание иллюстраций о Космосе и космических кораблях, сюжетно-ролевые игры, изготовление «скафандров» на занятии по ручному труду.
Методические приемы:
практические: упражнения (словесные и графические), тактильное обследование, физминутка, гимнастика для глаз;
наглядные: показ;
словесные: объяснение, вопрос, беседа, описание.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в космос? (ответы детей). Перед длительным полетом все космонавты проходят проверку. Вот и мы с вами должны определить наше настроение перед полетом.
Дети подходят к уголку «Эмоции» и выставляют свои фотографии в соответствии со своим настроением.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (Космонавт должен быть сильным, выносливым, умным). Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнув ее в колене, и простоять так на счёт от 1 до 10. Приготовились, начали! Считаем: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (Дети выполняют задание). Молодцы, с первым заданием вы справились.
За нашим полетом наблюдает «Центр управления полетами» (гости, присутствующие на занятии) и они дали нам задания, которые мы должны выполнить во время космического путешествия. К полету все готово? (Ответы детей). Надеваем скафандры – специальную одежду космонавтов. (Дети надевают импровизированные скафандры, делают руки «домиком» над головой). Внимание! Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- старт! (Дети снимают «скафандры»).
Воспитатель: Мы прилетели на планету Сатурн. И вот какое задание нам предстоит выполнить: ответить на вопросы о днях недели. А справиться с этим заданием нам поможет игра с мячом «Назови скорей». Я буду задавать вопрос и кидать мяч. Тот, кому в руки попадет мячик, должен дать правильный ответ на поставленный вопрос и вернуть мяч ведущему.
Вопросы к детям:
- сколько дней в неделе;
- первый день недели;
- крайний день недели;
- крайний рабочий день недели;
- сколько рабочих дней недели;
- какой сегодня день недели;
- сколько выходных дней в неделе;
- назови выходные дни недели;
- какой завтра день недели;
- какой был вчера день недели;
- какой будет послезавтра день недели.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием на «отлично». Летим дальше. Держим курс на планету Плутон. А вот и следующее задание: узнай на ощупь и опиши. Посмотрите, ребята, у меня в руках космический волшебный мешочек, в котором находятся геометрические формы, которые нужно узнать на ощупь и прежде чем достать их из мешочка, описать их, чтобы остальные догадались, что это за фигура. (Дети по очереди выполняют задание). Молодцы! Все ребята справились с заданием. Отправляемся дальше, и летим на планету Венера.
Послушайте внимательно загадку:
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(заяц)
Воспитатель: Не спешите с ответом. Вы должны выложить его из фигур, которые лежат у вас на столе. Это и есть наше третье задание. (Дети выкладывают зайчиков разной величины с помощью игры «Танграм»).
После того как дети выполняли задание, педагог задает вопросы:
Воспитатель: Кого вы выложили? (Проследить за тем, чтобы дети давали правильные ответы: если большой, то заяц; если маленький, то зайчонок);
- Похожи зайчата друг на друга? Если похожи, то чем; если нет, то почему?
Воспитатель: Молодцы! А сейчас нам нужно немного размяться с помощью космической гимнастики. Давайте выполним с вами физкультурную минутку.
Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(Дети маршируют).
На носки поднимись,
(Тянутся на носочках, подняв руки над головой и сомкнув их).
А потом руки вниз.
(Опускаются на полную стопу, опускают руки).
Раз, два, три, потянись.
(Тянутся).
Вот летит ракета вниз!
(Бегут по кругу).
***
Упражнение для глаз «Космос»
Сатурн, Юпитер,
Красный Марс
С небес любуются на нас
Плутон, Венера,
Там Меркурий
(Дети, согласно тексту, направляют свой взгляд).
От Солнца мы глаза зажмурим.
(Зажмуривают глаза).
Как будто нас с собой зовет.
(Открывают глаза).
Воспитатель: Отлично отдохнули! Летим дальше на планету Юпитер. Слушайте задание, которое нам предстоит выполнить. Это игровое упражнение на ориентировку «Назови расположение планет относительно Солнца». А вот и вопросы, на которые нам следует ответить:
- назовите планеты расположенные справа от Солнца;
- назовите планеты расположенные слева от Солнца;
- какие планеты расположены за Солнцем;
- какие планеты расположены перед Солнцем. (Ответы детей).
Воспитатель: Замечательно! Держим дальнейший путь на планету Марс. Там случилась беда – пропали все марсиане. Нужно срочно вернуть всех жителей на планету. Но прежде, чем приступить к работе, нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки).
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
(Складывают руки ладошками друг к другу, имитируют полет ракеты).
Видит рощи и поля,
Горы, реки и моря.
(Соединяют пальчики на каждое слово стихотворения).
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(«Рисуют» руками в воздухе круг. Ритмично хлопают в ладоши).
Графический диктант дети выполняют в тетрадях в клетку под диктовку воспитателя.
Воспитатель: 2 - вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 2 – вправо; 1 - вверх; 1 – вправо; 1 – вниз; 2 – вправо; 1 – вниз; 2 – вправо; 2 – вниз; 2 – влево; 2 – вниз; 1 – влево; 1 – вниз; 4 – право; 5 – вниз; 1 – влево; 2 – вверх; 1 – влево; 9 – вниз; 3 – влево; 7 – вверх; 1 – влево; 7 – вниз; 3 – влево; 9 – вверх; 1 – влево; 2 – вниз; 1 – влево; 5 – вверх; 4 – право; 1 – вверх; 1 – влево; 2 – вверх; 2 – влево. Вот какие человечки-марсиане у нас получились. А теперь оживите марсиан, дорисуйте им лицо. Молодцы! (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Наш полет подошел к концу, пора возвращаться на Землю. Надеваем скафандры и летим на родную Землю.
С возвращением вас на Землю, ребята. Давайте дадим полный отчет о проделанной работе «Центру управления полетами».
Подводится итог занятия. Дети рассказывают, чем они занимались во время космического путешествия.