Автор: Федотова Наталья Ивановна, учитель-логопед второй квалификационной категории МБДОУ ЦРР Детский сад №13 «Радуга» (г. Гусиноозерск)

Программное содержание:

- закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;

- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;

- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];

- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;

- продолжать учить пересказывать текст с опорой на схемы;

- продолжать закреплять знания геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цифр (от 1 до 5), понятий «высокий – низкий», «длинный – короткий»;

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- дать понятие об эмоциях радости, грусти, злости и показать их схематическое изображение; - развивать пространственное воображение;

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка;

- эмоционально сблизить детей друг с другом и воспитателем.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Безопасность.

Оборудование и материалы: песочница с сухим песком; палочки, влажные салфетки; листики, камешки; мелкие игрушки (груша, слон, мишка, лягушка, собака, лиса, кошка); символы звуков [с] – насос и [ш] – воздушный шар; схемы правил поведения в песочнице; схемы составления рассказа «Соня и Шурик в сосновом лесу».

Предварительная работа: подбор речевого материала и игрушек, создание предметно-игровой площадки для проведения занятия, знакомство со схемами правил поведения в песочнице.

Ход занятия:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

– Ребята, скажите, какое у человека бывает настроение? (Веселое, грустное, злое, удивленное, испуганное.)

– Я предлагаю вам собрать «Поезд настроений». Расположить вагоны нужно в правильной последовательности.

– С каким настроением едут пассажиры в первом вагоне?

– Что нужно для того, чтобы у человека было веселое настроение? (Ответы детей.)

– А почему у человека грустное настроение? (Ответы детей.)

– А что нужно, чтобы у человека не было злого настроения? (Ответы детей.)

– С каким настроением едут пассажиры в третьем, четвертом и пятом вагоне?

– Скажите, какие геометрические фигуры вы использовали при построении «Поезда настроения»? (Ответы детей.)

– Сколько кругов, квадратов, прямоугольников? (Ответы детей.)

– Все ли вагоны одинаковы? (Нет.)

– По длине они какие? (Короткие, длинные.)

– Назовите, какого цвета самый длинный вагон? (Ответы детей.)

– А по высоте вагоны какие? (Низкие, высокие.)

– Назовите, какого цвета самый низкий вагон? самый высокий вагон?

– В каком бы вагоне вы отправились в путешествие? (Ответы детей.)

– Ребята, на этом «Поезде настроения» к нам приехали гости – девочка и мальчик. Как вы думаете, в каком вагоне ехали наши гости?

– Подарите свое хорошее настроение нашим гостям.

– А можно детям одним ездить в машине или на поезде? (Нет.)

– Да, ребята, и наши гости приехали с бабушкой и дедушкой. Они так же, как ваши мамы и папы, дедушки и бабушки, привели своих детей в детский сад, а сами отправились на работу.

– Пока они ехали в поезде, они играли в разные игры. А вот одну из игр мы попробуем отгадать. Посмотрите, у них остались маски. Что это у девочки? (Насос.)

– Давайте споем песенку насоса. (ссссссс)

– Расскажите, пожалуйста, где находится язычок, какое положение принимают зубы и губы. Спит или не спит горлышко? (Ответы детей.)

– Звук [С], он какой? (Согласный твердый, глухой.)

– Ребята, вот у нас, у каждого, есть имя, как мы назовем девочку? (Соня, Сати.)

– А у нас есть дети, у которых имя на звук С начинается?

– Посмотрите, у мальчика тоже маска. Это что за песенка? Спойте песенку шарика. (шшшшшшш)

– Расскажите, пожалуйста, где находится язычок, какое положение принимают зубы и губы. Спит или не спит горлышко? (Ответы детей.)

– Звук [Ш], он какой? (Согласный, твердый, глухой.)

– Ребята, а как мы назовем мальчика? (Шурик.)

– А у нас есть дети, у которых имя на звук Ш начинается?

– Посмотрите, у Сони в кармане есть письмо. Давайте прочитаем.

Игра «Песок звуков»

– Обратите внимание, ребята, существуют правила игры в песок.

1. Нельзя брать песок в рот.

2. Нельзя кидаться песком.

3. Песок не должен высыпаться из песочницы.

4. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.

5. После игры надо помыть руки.

6. Убрать за собой рабочее место.

– Возьмите в оба кулачка песок и насыпьте его горкой, произнося при этом песенку насоса – ссссссс. Теперь уберите горку рукой, при этом произнося песенку шарика – шшшшшшш.

(Дети произносят вместе и индивидуально.)

Игра «Самый внимательный»

– Если я произнесу песенку насоса, руки держите над песочницей, а если песенку шарика, руки спрячьте в песочницу.

Игра «Построй свою дорожку»

– Подойдите к столу, возьмите цифру и такое же количество листочков. Листочки любят песенку насоса – ссссссс. Постройте свою дорожку.

– Возьмите такое же количество камешков. Постройте дорожку и прогуляйтесь по ней с песенкой шарика – шшшшшшш.

– А теперь перемешайте листочки и камешки, прогуляйтесь по дорожке и спойте песенки насоса и шарика.

Игра «Говорящая дорожка»

– Найдите себе пары. Пары, у кого в руках квадраты, прочитают маленькие слова и построят свою говорящую дорожку из листочков и камешков. А пары, у кого треугольники, споют те песенки, которые я им предложу. А еще нужно построить говорящую дорожку.

Игра «Звуковая дорожка»

– Пары, у кого квадраты, подойдите к столу и возьмите по две цифры, такое же количество листочков и камешков и постройте свою звуковую дорожку. Пары, у кого треугольники, возьмите одну цифру и соответствующее количество или листочков или камешков.

Игра «Сюрприз»

– Ребята, пока мы с вами играли, Соня и Шурик приготовили нам сюрприз, они спрятали что-то в песочницу.

Игра «Найди домик»

– Вам нужно построить домик и расселить игрушки в домики.

– Из каких геометрических фигур построен домик? (Ответы детей.)

Игра «Говорящий рисунок»

– Возьмите палочки, нарисуйте девочку. Дайте ей имя на первый звук С. Справа внизу от девочки нарисуйте воздушный шарик. Придумайте предложение про Соню и воздушный шарик.

– Нарисуйте мальчика. Назовите его на первый звук Ш. Слева вверху нарисуйте насос и составьте предложение про Шурика и насос.

Игра «Соня и Шурик в сосновом лесу»

– Недавно Соня и Шурик с папой и мамой гуляли в лесу. А в каком лесу вы скажите сами.

– Это что? (Сосна.)

– А это что? (Сосны.)

– А как называется лес, если там растут одни сосны? (Сосновый.)

Составление рассказа с помощью схем.

«Соня и Шурик пошли в сосновый лес за сосновыми шишками. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке – висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек. Соня и Шурик собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой».

– Ребята, Соне и Шурику понравилось у вас гостить. Они у нас останутся, за ними вечером придут папа или мама. Смотрите, а у них есть «Клубочек-всезнайка».

Итог: Вставайте все в кружок, и клубочек покатится по нашему кружочку. А каждый из вас скажет, что нового он узнал сегодня, что понравилось, в какие игры играли?

– Ребята, мы пустим клубочек и к нашим гостям, пусть они нам расскажут, что они узнали и увидели сегодня во время игр.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить