Автор: Залешина Галина Петровна, воспитатель второй младшей группы МАДОУ Центр развития ребенка Детского сада № 83 (Томская область, г.Томск).

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром

- Подводить детей к ответу полными предложениями.

- Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

- Обогащать словарный запас новыми понятиями.

Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения

Воспитательные:

- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

- Прививать любовь к природе.

Приоритетная образовательная область: Познание.

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, здоровьесберегающее развитие.

Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать с другими детьми и с воспитателем.

Виды деятельности: игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская.

Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.

Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперименты с песком, глиной, землей на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.

Методы и приёмы:

Наглядный: показ воспитателя.

Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения.

Практический: экспериментирование - элементарные опыты.

Игровой: сюрпризный момент, игра путешествие.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за песком и почвой.

Рассматривание песка, земли.

Труд в уголке природы и на участке.

Самостоятельная деятельность:

Дидактические игры (лото, домино)

Просмотр книг и иллюстраций кто живёт в почве.

Ход занятия:

Дети становятся в круг, вместе с воспитателем проговаривают:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Раздается стук. Незнайка вносит коробку.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я опять к Вам в гости пришел, да не с пустыми руками.

Воспитатель: А что это ты нам принес?

Незнайка: А вы угадайте загадки! (загадывает)

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (песок)

Ответы детей.

Незнайка: Правильно!

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу (глина)

Ответы детей.

Незнайка: Правильно!

Дождик льет – она все пьет.

Все остальное – зеленеет и растет (земля)

Ответы детей.

Незнайка: Правильно!

Незнайка: Открывает коробку в ней стакан с песком, глиной, землёй.

Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и землю. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).

- Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:

Не пробовать то, с чем экспериментируете!

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!

Слушать внимательно воспитателя!

Работать дружно!

Мыть руки после экспериментирования!

- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.

1 опыт:

- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей) Давайте попробуем!

Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

- А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).

2 опыт: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)

- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)

- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)

В заключение воспитатель делает вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.

Незнайка: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам поплясать «Разноцветную игру», и я с вами тоже потанцую.

Физминутка под музыку.

Незнайка: Молодцы! А теперь перейдём к другому столу (на столе стакан с водой, стакан с землёй и ложка).

3 опыт:

- Ребята, а что это? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, вы знаете, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов. А вы знаете, какие это жильцы?

Ответы детей (дождевые черви, кроты, жуки и др.).

- Ребята, а чем они дышат?

Ответы детей (как и все животные, воздухом).

Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть ли в почве воздух. (показывает опыт) Опустим в банку с водой землю, и понаблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Самостоятельная работа детей.

- А теперь вы попробуйте проделать тоже самое.

Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Незнайка: Молодцы, ребята!

Незнайка: Ой, я забыл, а сейчас какое время года? (Ответы детей). Я же купил семена лука. Вы мне не поможете посадить?

Отправляются к другому столу.

4 опыт:

На столе 3 тарелки в них: песок мокрый, глина, и земля.

Незнайка раздаёт семена.

- Дети, а куда вы будете сеять мой лук? Где быстрее вырастет лук? (Ответы детей)

Незнайка: Какие вы молодцы! Спасибо вам, вы очень много мне сегодня рассказали. И я хочу вас наградить.

Незнайка даёт, воспитателю волшебную коробочку с сюрпризом.

Прощается.

Воспитатель: До свидания, Незнайка, приходи к нам ещё.

Воспитатель: Дети, скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился?

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить