Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Меркулова Ирина Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №16 СПДС №22 «Жемчужинка» (г. Жигулевск, Самарская область).

Описание работы. Предлагаю непосредственно образовательную деятельность для детей подготовительной группы. Вашему вниманию предлагается материал по познавательно-экспериментальной деятельности детей, где дети знакомятся о свойствах, значении и влиянии воздуха, ветра в жизни человека и окружающего.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формирование элементарных представлений детей о воздухе, о его значении в окружающем мире через познавательно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.

Задачи.

Развивать познавательную активность детей в ходе опытно- исследовательской и экспериментальной деятельности.

Познакомить детей с понятием «воздух» и его свойствами: прозрачный, невидимый, переносит запахи, безвкусный, без запаха, издаёт звук , способами его обнаружения в окружающем мире.

Познакомить детей с ветром, как природным явлением, о значении его, свойствами и ролью в жизни человека.

Развивать у детей умение находить решения на вопросы познавательного характера.

Развивать у детей логическое мышление, воображение («Познавательное развитие»)

Активизировать словарь: ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга. Развивать умение детей составлять рассказы о воздухе с помощью знаков-символов («Речевое развитие»)

Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путём выполнения дыхательной гимнастики. («Физическое развитие»)

Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости. Воспитание культуры поведения и общения между детьми и взрослыми. («Социально- коммуникативное развитие»)

Методы и приёмы.

Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные: показ способа действий, знаки – символы.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая мотивация.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера, самолетики, лодочки, вертушки из бумаги, вентилятор, таз с водой, стакан, карточки символы, банка с апельсиновыми корками.

Ход НОД.

Воспитатель входит с большой энциклопедической книгой. Сегодня я вам принесла очень интересную книгу и хочу рассказать сказку о волшебниках. О невидимых волшебниках.

Воспитатель. В одном неведомом царстве-государстве, жили Ветра, были они разные: сильный, слабый, легкий. Братья дружили между собой, помогали друг другу, но никто их не мог видеть. Однажды они стали выяснять, кто же из них самый нужный для людей и всего окружающего. Сильный ветер налетел на море, поднялась высокая волна и стали корабли качаться. Как вы думаете, ребята – это хорошо? (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте сделаем сильный ветер при помощи вентилятора и выясним, чем он хорош, а чем плох.

(Опыт с вентилятором и корабликами в водоеме. В глубоком тазике с водой дети пускают кораблики. При помощи вентилятора создаем сильный ветер. Используя знаки-символы дети обозначают силу ветра, делают вывод, что сильный ветер может быть полезным.)

Воспитатель. Ну а слабый ветер тоже приносит пользу. Как вы думаете, какую? (Ответы детей). Этот ветер приятен в жару и зной. У нас, ребята, есть свои вентиляторы-вертушки, мы с вами изготовили самостоятельно из листа бумаги. Давайте при помощи них создадим слабый ветер.

(Опыт с вертушкой и веером. Дети берут вертушки и машут ими над головой, вокруг себя, бегают с ними создают ветер, обозначают символами-значками, делают выводы.)

Воспитатель предлагает игру превращалочку:

Раз, два, три - замри,

Четыре, пять - буду в деревья превращать.

Ветерок налетел, и деревья закачались.

(Дети качают руками, наклоняются из стороны в сторону.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, нужны нам такие ветры- ветерки?

(Дети высказываются, делают выводы, при помощи символов-значков обозначают силу ветра.)

Воспитатель. Ребята, ветер мы можем увидеть? (Ответы детей)

Воспитатель. А вы знаете, что воздух- ветерок живет в наших легких, и мы его можем ощущать, подув на ладошки.

(Опыт с пакетом и шариком)

Воспитатель. Ребята, давайте пустим в мешочек воздух. Какой стал мешочек? А теперь выпустим. Где же воздух?

(Дети делают выводы, он находится вокруг нас.)

Воспитатель. Наберите ртом воздух, у него есть вкус? А запах? (Ответы детей).

(Воспитатель открывает банку, где раньше лежали апельсиновые корки)

Воспитатель. Что вы чувствуете? Откуда взялся этот запах? (Ответы детей).

(Дети делают выводы, определяют значком-символом)

Физминутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт».

(Дети берут самолетики дуют на них и запускают, чей дальше долетит.)

Воспитатель. Ребята, а воздух мы можем слышать?

(Воспитатель ставит в аудиозаписи шум ветра различной силы, прослушивание духовых инструментов.)

Воспитатель. Ребята, предлагаю провести опыт и услышать звук воздуха.

Опыт с извлечением звука из свистульки, воздушного шарика, листа бумаги.

Воспитатель предлагает поднести пальцы к горлу, сказать любое слово.

Воспитатель: Что вы ощущаете? Голосовые связки, которые находятся у нас в горле, заставляют дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.

(Дети делают вывод: благодаря воздуху человек говорит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух).

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам поиграть с воздухом теми предметами, которые мы с вами приготовили: лодочки, самолетики, веера, воздушные шарики. Но прежде чем играть, давайте их украсим различными рисунками или узорами

(Дети берут изобразительные материалы и украшают эти предметы.)

Игры с воздухом и предметами.«Ветряная мельница», «Поймай, какой скажу» «Ветерок-волшебник и его братья», «Самолетики»

Рефлексия. Дети рассказывают всё, о чем узнали: про ветер и воздух, опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха и ветра.

Добавить комментарий