Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Березенцева Л.В., воспитатель первой квалификационной категории МОУ Верхнемазинская средняя общеобразовательная школа имени Д.В.В.Давыдова Радищевского района, Ульяновской области.

Интеграция образовательных областей: Познавательное речевое развитие, социально коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с их малой Родиной, знаменитыми людьми. Обогащать представления детей о знаменитом земляке Денисе Васильевиче Давыдове; закрепить знания о том, как люди чтят память о земляке, прославившего наше село.

Развивающие:

Развивать у детей интерес к истории родного края, формировать бережное отношение к культурному и духовному наследию.

Продолжать развивать умения, приобретённые знания и рассуждения в общении со сверстниками.

Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение стихов, инсценировок.

Воспитательные:

Воспитывать чувства патриотизма.

Воспитывать чувства гордости, желание быть похожим на земляка.

Методы: Игровой, наглядный, слуховой.

Приёмы:

Беседа с детьми

Загадывание загадки

Чтение стихотворения

Инсценировка «На привале»

Танец

Просмотр презентации «Д.В.Давыдов-поэт партизан»

Словарная работа: Гусар, поэт, привал, барышни, всадник, земляк.

Предварительная работа:

Беседа о Д.В.Давыдове.

Экскурсия по селу, школьный музей, к памятнику Д.В.Давыдову.

Просмотр презентации «Помним и чтим».

Чтение и разучивание стихов.

Создание альбома «Наши рисунки, посвященные гусару».

Рассматривание картин.

Изготовление реквизитов для сценки.

Материал к занятию:

Картины местного художника Андреева.

Запись народной песни.

Презентация «Помним и чтим».

Костюмы для танца «Гусары и барышни».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Занятие начинается в фойе перед музеем.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту картину. Перед вами картина художника А.Е.Андреева. Что на ней изображено? (всадник на коне) А как вы думаете, кто этот всадник, лихо сидящий в седле? (гусар) В своей картине художник Андреев изобразил лихого гусара Д.В.Давыдова. Вот сегодня мы с вами поговорим об этом человеке. Кто мне скажет: кто такой Д.В.Давыдов? (герой, партизан, поэт) Почему мы будем говорить о нем?

А говорить мы о нем будем потому, что он наш земляк, и мы должны знать о нем, помнить его.

- Послушайте стихи о нем, которые сочинили сами дети.

Денис Давыдов – гусар отважный.

Скакал он на коне.

Он был красив, и смел, и важен,

Писал стихи он при луне.

Гусар он был и был он храбрый,

Он жил в моем селе.

В своих стихах воспел он Мазу,

Что дорога тебе и мне.

Денис любил просторы Мазы,

Над речкой Мазкой тополя.

Не подводил друзей ни разу.

И умер, Родину любя.

- У нас в школе создан музей и мы уже с вами здесь были на экскурсии, а сегодня проведём необычное занятие.

Дети проходят в музей рассаживаются.

Воспитатель: Поэт партизан Д.В.Давыдов родился в Москве два века назад (показ портрета). С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Как и все дети, он с малых лет любил маршировать, махать саблею, играть ружьем. Одним из ярких впечатлений детства Дениса была встреча с А.В. Суворовым, который заметил резвого ребенка, благословил его и сказал: «Ты выиграешь три сражения». Родители, готовя своего ребенка к праздной жизни, к удовольствиям, учили его говорить по-французски, танцевать, рисовать, обучали музыки. После окончания учебы его отправили на военную службу в гусарский полк.

- Д.В.Давыдов был военный. Он участвовал во многих сражениях и выиграл их. Во время Отечественной войны 1812года против французов, вместе с другими солдатами он участвовал в партизанской войне.

- Вот сейчас, давайте закроем глаза и перенесемся на поле сражения. (Включается видеозапись боя). Открываем глаза и внимательно смотрим на экран. Идет сражение. Что мы видим на экране? Как сражаются люди? (Идет страшный бой. Есть раненые. Солдаты мужественно сражаются).

- После каждого боя наступает затишье. Солдаты рассаживались вокруг костра, беседовали, курили, отдыхали.

Воспитатель:

На поле бранном тишина,

Огни между шатрами.

Друзья, здесь светит нам луна,

Здесь кров над нами.

(Мальчики – гусары рассаживаются у костра. Ведется беседа. Исполняется сценка «Гусары на привале»).

Генерал:

Был вчера я солдатом, а сейчас генерал.

За Россию сражался, под Москвой полк стоял.

Те далекие годы никогда не забыть,

Обещаем Отчизне так же верно служить.

Молодой солдат: Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

Генерал:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не вы!

Плохая им досталась доля;

Немногие вернулись с поля.

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

1 гусар:

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

2 гусар:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Генерал:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не вы!

Плохая им досталась доля;

Немногие вернулись с поля.

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

(М.Лермонтов)

Воспитатель: Вот такие беседы велись во время отдыха у костра. После военных действий возвращались гусары к себе домой, где их встречали милые барышни.

(Танец «Гусары и барышни»)

Воспитатель: По окончанию военных действий Д.В.Давыдов приезжает жить в наше село. С Мазой связаны многие страницы жизни Давыдова. Посмотрите на макет. Это усадьба Давыдовых. Вот в этом доме жил со своей семьей Давыдов. Усадьба была расположена на краю села. Посмотрите и скажите, что находилось рядом с домом? Предлагаю прогуляться по поместью Давыдовых. Это сад. Что росло в саду Давыдовых? (персики, орехи, абрикосы, яблоки) Сад был большой, в нем росло много фруктовых деревьев. Что еще было в поместье Давыдовых? (пруд) Пруд был окружен огромными деревьями. Мы с вами знаем, что Д.В.Давыдов любил заниматься рыбалкой. Но река Мазка была глубока лишь в некоторых местах. Денис Васильевич с крестьянами вырыли пруд и запустили мальков рыбы. Пруд был чистый и красивый. Чем еще любил заниматься Давыдов? (охотой) Да, он любил выезжать на угодья охотиться.

- Денис Васильевич очень любил лошадей, любил поскакать по степным просторам. Очень хвалил крестьян, которые содержали в чистоте и сытости своих лошадей.

- А, знаете ребята, еще сторожилы говорили, что у нас на дорогах было много разбойников. Кто такие разбойники?

- Денис Васильевич помогал бороться с грабителями. Он защищал людей, спасая от разбойников.

- Мы с вами говорили, что Денис Васильевич очень многое сделал для своих крестьян по приезду в село Верхняя Маза. Давайте вспомним, что он сделал? (запретил телесные наказания, открыл школу, помогал больным).

- Он часто посещал крестьянские избы, видел, как плохо живут крестьяне, и старался им помочь. Какую он оказывал помощь? (давал зерно, лечил)

- Денис Васильевич пользовался уважением и любовью жителей. Д.В. Давыдов был гусар, а также и поэт. В Мазе им были написаны лучшие поэтические произведения. А как вы думаете, о ком и о чем писал Давыдов? (о войне, о подвигах, о себе, о любви). Вот сейчас послушайте его отрывок из стихотворения:

Море воет, море стонет,

И во мраке, одинок,

Поглощен волною тонет

Мой заносчивый челнок.

Но счастливец, пред собою

Вижу звездочку мою-

И покоен я душою

И беспечно я пою.

- На его стихи пели романсы.

Звучит романс.

- Здесь, в селе Верхняя Маза закончился жизненный путь Д.В.Давыдова, великого сына России. Что связано в нашем селе с именем Давыдова?

- Прошло много лет, но помним и чтим память этого человека.

Рефлексия.

- Ребята, на этом наша экскурсия подходит к концу. Что вам понравилось из сегодняшнего рассказа? Хотели ли вы ещё побывать в музее? Что вы ещё хотели узнать? Кому вы расскажите о том, что узнали сегодня?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они вырастут настоящими патриотами нашей родины.

Добавить комментарий