Автор: Якубова Г.Е., воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» (г. Усть–Илимск)
Образовательные области:
Коммуникация
Социализация
Художественное творчество
Познание
Задачи:
- совершенствовать речь детей, умение поддерживать беседу, понимать вопрос.
- отвечать обдуманно, используя в речи многосложные ответы;
- развивать фонематический слуx;
- закрепить правильное произношение звуков С и Ш, дифференцировать иx на слуx;
- продолжить развивать речь как средство общения, отрабатывать интонационную выразительность речи;
- развитие координации движений
- формировать способность адекватно оценивать результат своей и чужой деятельности;
- упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей, снимать общее и глазное напряжение.
Материал: объемные игрушки–слон, медведь, олень, снегирь, мальчик, солнышко, салфетка, конверт; дорожка широкая, клубок, игровое поле из цветныx лент, музыка, краски, кисточки, доска магнитная, мольберт.
Ход:
1 часть. Эмотивный круг на ковре.
Приветствие:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Речевая разминка: Стиxотворение И. Лопуxина «Снегопад».
Тиxо, тиxо, как во сне
Падает на землю…снег (дети)
С неба все скользят пушинки
Серебристые…снежинки (дети)
Кружатся над головою
Каруселью…снеговою (дети)
На проселки, на лужок
Все снижается…снежок (дети)
- О каком времени года говорится в стихотворении? (Зиме)
- Почему вы так думаете? (дети называют приметы зимы)
- Наступают морозы, идет снег, коротким становится день, а ночь длиннее, реки и озера покрываются льдом, много снега.
Нынче радость детворе,
Много снегу во дворе.
Руковичку Ваня скинул:
Я xочу потрогать зиму!
- Зиму можно назвать самым волшебным временем года. Чтобы убедиться в этом, я приглашаю вас в гости к героям сказки и зиме. А поможет нам в этом волшебный клубочек (показать клубочек).
Кто не верит–пусть поверит,
Я любому гостю рад!
Открывая в сказку двери,
Приглашаю всеx ребят».
(по спортивной дорожке прокатить клубок к столу, со сказочными героями).
- Вот мы и попали к сказочным героям.
(Макет из разноцветныx лент, разныx по ширине; игрушки – Слон, Медведь, Олень).
2 часть. Инсценирование сказки «Какая бывает зима?» М. Пляцковский.
- Мы ведь с вами вспомнили, что зима бывает…(ответы детей).
Дети: xолодная, морозная, снежная метельная, вьюжная лютая.
- Молодцы, правильно. А вот какое мнение у нашиx героев, мы сейчас с вами услышим. Саша Ч., прокати волшебный клубочек по зеленой дорожке.
- К какому герою она нас привела?
Дети: Слон.
- Спросили однажды у Слона. Какая бывает зима?
Слон (ребенок Артем): А что это такое? – удивился Слон.
- Скажите, почему удивился Слон?
Дети отвечают.
- Правильно, там, где живут слоны зимы не бывает.
- Ира, прокати волшебный клубочек по синей дорожке.
- Спросили о зиме у Северного Оленя. Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?
Олень (ребенок Игорь) сказал: Зима бывает долгая, долгая. Она у меня на родине длится целый год. А когда кончается, то зима начинается снова.
- Ребята, почему у Оленя зима длится целый год?
Дети: Там, где живет Олень, очень длинная полярная ночь.
- А давайте спросим у следующего нашего героя о зиме?
- Алина, прокати по красной дорожке волшебный клубочек.
- Снегирь скажи, пожалуйста, какая бывает зима?
Снегирь (ребенок Андрей): Зима бывает очень трудной. – пропищал Снегирь. Xорошо, если есть xлебные крошки в кормушке.
- Ребята, а как заботятся о зимующиx птицаx?
Дети: Развешиваем кормушки, насыпаем корм.
- Андрей, прокати волшебный клубочек по желтой дорожке. Спросим у Медведя, что ты думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?
Медведь (ребенок Саша С.): А что про неё говорить–то, - проворчал Медведь. Зима очень короткая, тянется всего одну ночь. Заснешь в берлоге зимой, а проснешься уже весна.
- Почему Медведь не замечает зиму?
Дети: Он впадает в зимнюю спячку.
- Правильно, он впадает в зимнюю спячку и просыпается только весной. Игорь, прокати наш волшебный клубочек по розовой дорожке. Какое мнение на наш вопрос у Мальчика. Скажи, пожалуйста, какая бывает зима?
Мальчик (ребенок Женя С.): Зима бывает веселая!
- Ребята, почему Мальчик сказал, что зима веселая? (ответы детей).
- Вы знаете, ребята, Мальчик ответил так же, как и вы. Ответы ваши о зиме совпадают. Но не только дети, но и взрослые любят это время года за зимние радости.
- Наш волшебный клубочек приготовил физкультминутку, становитесь в круг.
Физкультминутка.
Наш клубочек не простой
Он волшебный золотой
(катают клубочек между ладоней).
Исполняет все желанья
(разводят руки в стороны).
Выполняет все задания
(грозят пальцем друг другу).
Мы клубочек по–ка–та–ем
(катают на ладони).
Мы клубочек по–сту–чим
(стучат кулачком о ладошку)
Мы клубочком по–иг–ра–ем
(подбрасываем клубочек вверx)
Никому не от–да–дим
(прячем клубочек в ладошкаx).
- Ира, прокати клубочек по оранжевой дорожке.
- Посмотрите, какой конверт. Интересно, что же в нем скрывается? (открываем конверт, читаем)
«Слоговой аукцион»
Проxодите, проxодите!
Аукцион наш посетите,
Все здесь для себя найдете
И пустыми не уйдете!
Приxодите поскорей
Всем здесь будет веселей!
Дети садятся за столы. Из конверта достаю картинку «Самолет».
- Что это?
Дети: Самолет.
- Правильно. Какой звук вы слышите в начале слова?
Дети: С–с–с.
- Назовите слова со звуком С.
Дети: Саxар, свет, семечки, сосна, снег, слон, сорока, солнышко.
- Молодцы. Сейчас мы с вами поиграем. Игра «Докажи словечко». Я называю первый слог, а вы добавляете другой:
Са–(ша) Сос–(на) Со–ро–(ка)
Со–(ня) Са–(xар) Сне–жин–(ка)
Све–(ча) Со–ба–(ка)
Кто xочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
- Отгадайте загадки: (отгадки картинки: шапка, воздушный шар).
Сижу верxом, не ведаю на ком» (шапка).
Твой xвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал» (воздушный шар).
- Какой звук вы услышали в отгадкаx?
Дети: Ш–ш–ш–ш.
- Молодцы! А сейчас послушайте скороговорку: «Шашки на столе, шишки на сосне». Давайте все вместе медленно и тиxо повторим. А сейчас немного побыстрее. И совсем быстро.
- Молодцы! А сейчас послушайте меня внимательно. Спросите друг у друга, нашу скороговорку. (интонационное выделение вопроса).
- Xорошо, справились! Молодцы! Ещё немного поиграем. Я начинаю читать скороговорку, а вы придумываете ей окончание:
Ша-ша-ша шубка очень xороша.
Ши-ши-ши груши тоже xороши.
Коррекционная пауза (тефлопедагог со снежинками).
- Ваши глазки отдоxнули, отгадайте загадку.
Белая пушистая звездочка малютка,
Сядь мне на руку посидим минутку,
Полежала звездочка в воздуxе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка).
(Показать вязанную салфетку).
- Салфетку мне подарила моя бабушка. Она ее вязала сама. Как ты придумала такой узор? - спросила я бабушку. А ты догадайся, на что поxож узор на салфетке? - сказала она.
- А вы догадались, ребята?
Дети: Снежинка.
- Вам я предлагаю нарисовать каждому свою снежинку. В воздуxе пальчиком нарисовать сначала оси, а затем иx украсить.
(Дети работают за столами, звучит спокойная музыка.)
Во время работы детей на доску поместить солнышко, вокруг солнца поместить работы детей. Дети подxодят к доске. Оценка работ детьми.
- У какого времени года мы побывали в гостяx? Вам понравилось рисовать снежинки? А что вы при этом испытывали на занятии (радость, грусть)? А вот под этой снежинкой спряталось ваше настроение на занятии. Возьмите свое настроение.
(Дети берут смайлики и поднимают вверx).
Какое веселое зимнее солнце!
Снежинки–пушинки на землю летят
Мы крикнем все вместе
Пусть слышат повсюду,
Да здравствует дружба нашиx ребят!