Автор: Залешина Галина Петровна, воспитатель второй младшей группы МАДОУ центр развития ребенка детский сад № 83 г. Томска.
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с разными состояниями воды.
Задачи:
Образовательные: формировать умения и навыки выявлять состояние воды «3 состояния воды: твердое, жидкое, газообразное», исследование, экспериментирование.
Воспитательные: умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать усидчивость. Умение работать в коллективе.
Приоритетная образовательная область: познание.
В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать в сотрудничестве с другими детьми и с воспитателем.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы работы:
Беседа о воде и ее роли в жизни человека.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода».
Игра с водой «Тонет - не тонет».
Чтение художественной литературы.
Наблюдение за водой, снегом на прогулках.
Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз.
Словарная работа: твердое, жидкое, газообразное, круговорот воды в природе, спиртовка, испарилась, рыхлый, пушистый, холодный пар.
Оборудование для воспитателя: рисунки-схемы, при рассказе сказки использует рисунки, обручи, в баночке лед (спиртовка) или электрический чайник, стеклянные колбы, ведерко со снегом.
Инвентарь для детей: бумажные салфетки, растительное масло, ложечки, сосуды разных размеров, емкости для опыта.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись журчания ручейка, стук в дверь (в руке воспитателя игрушка Капелька).
Воспитатель: Здравствуй! А ты кто? Ребята, а вы знаете, кто к нам пришел в гости? (Ответы детей).
Капелька: Я девочка - Капелька. Я расскажу вам сказку. Мой дом - лесной ручеек. Там я жила со своими друзьями и подружками. Нам очень нравилось плавать, играть в чистом ручейке. Солнышко светило ярко и было тепло. Некоторые капельки были озорники и шалуны. Они отрывались от ручейка и улетали высоко в небо, и там парили, превратившись в маленькие облачка. Но когда их было много, они падали на землю в виде дождя. Лето подошло к концу. Появились первые желтые и красные листочки. Подул холодный ветер. А солнышко стало не такое теплое и ласковое.
Воспитатель: Про какое время года идет речь? (Ответы детей).
Капелька продолжает свою сказку: Да, наступила осень. Вода тоже стала холодной, и нам уже не хотелось быстро плавать и играть. Мы старались поближе прижаться друг к другу. И вот, однажды, когда деревья были совсем без листвы, стало так холодно, что мы тесно прижались друг к другу, да так и заснули. Ручей покрылся льдом. А те наши подружки озорники и шалунишки улетели на небо и там тоже замерзли и превратились в красивые пушистые снежинки.
Воспитатель: Про какое время года рассказала Капелька? (Ответы детей).
Капелька продолжает свой рассказ: Сейчас мы спим, видим сны, и ждем, когда снова пригреет солнышко и наступит весна.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответ детей). Ну, делу - время, потехе - час.
Капелька: А мне очень скучно, поиграйте со мной! (рассказывает ход игры)
Подвижная игра «Капелька и туча»: на полу лежат обручи, на один обруч меньше, чем детей - это тучи, а все дети - капельки, гуляют под музыку по всей группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую тучу. «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась (играем 2-3 раза).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете такое выражение «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
Воспитатель: То, что рассказала Капелька, происходит в природе на самом деле. И мы сейчас это проверим. Хотите? (Ответ детей). Сейчас мы превратимся в исследователей (надеваем форму).
Воспитатель: Вы знаете, исследователи очень серьезные люди, но тоже любят отгадывать загадки. (Капелька загадывает загадки)
Капелька:
1. Скатерть белая, весь мир одела? (Снег)
2. Когда у нас бывает снег? (Зимой)
- Давайте возьмем снег и рассмотрим его.
1. Какого цвета снег? (белый)
2. Как вы думаете, из чего состоит снег? (снежинок)
3. А ещё, какой снег? (рыхлый, пушистый)
4. А как вы думаете, на ощупь, какой снег? (холодный)
Воспитатель: Давайте проверим? Возьмите снег в руку, какие ощущения вы почувствовали? (Вода)
Воспитатель: А что происходит со снегом? (тает) А почему он тает? (рука теплая)
Воспитатель: Промокните руку о салфетку.
Капелька задает загадку: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно? (лед)
- Давайте рассмотрим лед.
1. Какой лед? (прозрачный)
2. Твердый или мягкий? (твердый)
- А как узнать что лед твердый? (Ответы детей) Да, нужно по льду постучать.
3. А какой лед на ощупь? (холодный)
4. Что произойдет, если лёд положить на руку? (лёд тает, получается вода)
Воспитатель: Как настоящие исследователи, запишем наши с вами результаты опытов рисунками-схемами.
Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод! Что случилось с твердым льдом и пушистым, рыхлым снегом? (растаял, превратился в воду)
Подвижная игра «Капелька и тучка».
Воспитатель: Давайте вспомним свойства воды.
Ответы детей: вода прозрачная, без вкуса, запаха, растворяет, не растворяет.
Воспитатель: А что произойдет, если мы дальше будем нагревать воду? Посмотрим?
Возьмем спиртовку зажжем её, и посмотрим, что произойдет. Прежде чем зажечь спиртовку, вспомним, что огонь может быть:злым (если с ним баловаться), добрым (если соблюдать правила).
Зажгли. Наблюдаем, что идет пар.
Воспитатель: Что такое пар? (Это тоже вода) Можно ее собрать?
Рассказ воспитателя: Возьмем холодное стекло, и поместим над паром, что происходит?
- Пар превращается в капельки воды.
- Сольем воду в емкость и поставим на холод. Немного подождем. А сами посмотрим на рисунок-схему.
- Достаем емкость из-за окна. Посмотрите, что произошло с водой? (Она превратилась в лед)
- Вода стала твердой.
Воспитатель: Отметим, увиденное на схеме-рисунке. Теперь по схеме закрепим (круговорот воды в природе).
Итог: Все то, что нам рассказала Капелька, оказалось не просто сказкой. И мы в этом сами убедились.
Капелька: До свидания, ребятки, я полетела к своим подружкам. А вам на память обо мне оставлю волшебный мешочек.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же нам оставила Капелька? (леденцы)
- Что вам сегодня запомнилось и понравилось? (ответы детей)