Автор: Залешина Галина Петровна, воспитатель второй младшей группы МАДОУ центр развития ребенка детский сад № 83 г. Томска.

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с разными состояниями воды.

Задачи:

Образовательные: формировать умения и навыки выявлять состояние воды «3 состояния воды: твердое, жидкое, газообразное», исследование, экспериментирование.

Воспитательные: умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать усидчивость. Умение работать в коллективе.

Приоритетная образовательная область: познание.

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать в сотрудничестве с другими детьми и с воспитателем.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы работы:

Беседа о воде и ее роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода».

Игра с водой «Тонет - не тонет».

Чтение художественной литературы.

Наблюдение за водой, снегом на прогулках.

Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз.

Словарная работа: твердое, жидкое, газообразное, круговорот воды в природе, спиртовка, испарилась, рыхлый, пушистый, холодный пар.

Оборудование для воспитателя: рисунки-схемы, при рассказе сказки использует рисунки, обручи, в баночке лед (спиртовка) или электрический чайник, стеклянные колбы, ведерко со снегом.

Инвентарь для детей: бумажные салфетки, растительное масло, ложечки, сосуды разных размеров, емкости для опыта.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись журчания ручейка, стук в дверь (в руке воспитателя игрушка Капелька).

Воспитатель: Здравствуй! А ты кто? Ребята, а вы знаете, кто к нам пришел в гости? (Ответы детей).

Капелька: Я девочка - Капелька. Я расскажу вам сказку. Мой дом - лесной ручеек. Там я жила со своими друзьями и подружками. Нам очень нравилось плавать, играть в чистом ручейке. Солнышко светило ярко и было тепло. Некоторые капельки были озорники и шалуны. Они отрывались от ручейка и улетали высоко в небо, и там парили, превратившись в маленькие облачка. Но когда их было много, они падали на землю в виде дождя. Лето подошло к концу. Появились первые желтые и красные листочки. Подул холодный ветер. А солнышко стало не такое теплое и ласковое.

Воспитатель: Про какое время года идет речь? (Ответы детей).

Капелька продолжает свою сказку: Да, наступила осень. Вода тоже стала холодной, и нам уже не хотелось быстро плавать и играть. Мы старались поближе прижаться друг к другу. И вот, однажды, когда деревья были совсем без листвы, стало так холодно, что мы тесно прижались друг к другу, да так и заснули. Ручей покрылся льдом. А те наши подружки озорники и шалунишки улетели на небо и там тоже замерзли и превратились в красивые пушистые снежинки.

Воспитатель: Про какое время года рассказала Капелька? (Ответы детей).

Капелька продолжает свой рассказ: Сейчас мы спим, видим сны, и ждем, когда снова пригреет солнышко и наступит весна.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответ детей). Ну, делу - время, потехе - час.

Капелька: А мне очень скучно, поиграйте со мной! (рассказывает ход игры)

Подвижная игра «Капелька и туча»: на полу лежат обручи, на один обруч меньше, чем детей - это тучи, а все дети - капельки, гуляют под музыку по всей группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую тучу. «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась (играем 2-3 раза).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете такое выражение «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

Воспитатель: То, что рассказала Капелька, происходит в природе на самом деле. И мы сейчас это проверим. Хотите? (Ответ детей). Сейчас мы превратимся в исследователей (надеваем форму).

Воспитатель: Вы знаете, исследователи очень серьезные люди, но тоже любят отгадывать загадки. (Капелька загадывает загадки)

Капелька:

1. Скатерть белая, весь мир одела? (Снег)

2. Когда у нас бывает снег? (Зимой)

- Давайте возьмем снег и рассмотрим его.

1. Какого цвета снег? (белый)

2. Как вы думаете, из чего состоит снег? (снежинок)

3. А ещё, какой снег? (рыхлый, пушистый)

4. А как вы думаете, на ощупь, какой снег? (холодный)

Воспитатель: Давайте проверим? Возьмите снег в руку, какие ощущения вы почувствовали? (Вода)

Воспитатель: А что происходит со снегом? (тает) А почему он тает? (рука теплая)

Воспитатель: Промокните руку о салфетку.

Капелька задает загадку: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно? (лед)

- Давайте рассмотрим лед.

1. Какой лед? (прозрачный)

2. Твердый или мягкий? (твердый)

- А как узнать что лед твердый? (Ответы детей) Да, нужно по льду постучать.

3. А какой лед на ощупь? (холодный)

4. Что произойдет, если лёд положить на руку? (лёд тает, получается вода)

Воспитатель: Как настоящие исследователи, запишем наши с вами результаты опытов рисунками-схемами.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод! Что случилось с твердым льдом и пушистым, рыхлым снегом? (растаял, превратился в воду)

Подвижная игра «Капелька и тучка».

Воспитатель: Давайте вспомним свойства воды.

Ответы детей: вода прозрачная, без вкуса, запаха, растворяет, не растворяет.

Воспитатель: А что произойдет, если мы дальше будем нагревать воду? Посмотрим?

Возьмем спиртовку зажжем её, и посмотрим, что произойдет. Прежде чем зажечь спиртовку, вспомним, что огонь может быть:злым (если с ним баловаться), добрым (если соблюдать правила).

Зажгли. Наблюдаем, что идет пар.

Воспитатель: Что такое пар? (Это тоже вода) Можно ее собрать?

Рассказ воспитателя: Возьмем холодное стекло, и поместим над паром, что происходит?

- Пар превращается в капельки воды.

- Сольем воду в емкость и поставим на холод. Немного подождем. А сами посмотрим на рисунок-схему.

- Достаем емкость из-за окна. Посмотрите, что произошло с водой? (Она превратилась в лед)

- Вода стала твердой.

Воспитатель: Отметим, увиденное на схеме-рисунке. Теперь по схеме закрепим (круговорот воды в природе).

Круговорот воды

Итог: Все то, что нам рассказала Капелька, оказалось не просто сказкой. И мы в этом сами убедились.

Капелька: До свидания, ребятки, я полетела к своим подружкам. А вам на память обо мне оставлю волшебный мешочек.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же нам оставила Капелька? (леденцы)

- Что вам сегодня запомнилось и понравилось? (ответы детей)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить