Автор: Шилкина Марина Александровна, воспитатель второй категории.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Обучающие: учить давать полные ответы на вопросы воспитателя; продолжать учить отгадывать загадки; знакомить детей с русскими народными пословицами; совершенствовать общую и мелкую моторику.

Развивающие: развивать логическое и образное мышление, внимание; развивать умение изображать один из эпизодов сказки, продумывать и передавать расположение основных персонажей, их характерные особенности; развивать умение пользоваться методом обмазывания пластилином, умение раскрашивать орнаменты разного цвета.

Воспитательные: формировать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, усидчивость, аккуратность, выдержку); воспитывать умение подчиняться правилам коллективной работы; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды произведения.

Предварительная работа: знакомство детей с русской народной сказкой «Жихарка»; беседа по содержанию; рассматривание иллюстраций; разыгрывание настольного театра по мотивам сказки; разучивание пословиц о дружбе; занятия по лепке лисы, человека; лепка методом обмазывания пластилином.

Оборудование и материалы: сундучок; мягкая  игрушка лиса; конверты разного цвета; простые карандаши, по количеству детей; мольберт; иллюстрация эпизода для лепки; макет избы (норы) лисы, печи; пластилин, дощечки, стека, салфетка, краски, кисточки, лопата.

Ход занятия:

1.Вступительная часть. Дети занимаются свободной деятельностью, помощник воспитателя катит клубок.

Воспитатель говорит:

Ты катись, катись, клубочек

Через запад на восток

Крепко ниточку держи

Путь дорогу укажи.

(клубок докатывается до места, где находятся предметы к сказке «Жихарка»)

Дети обращают внимание на предметы (печка, Жихарка, лопата, петух, лиса, кот). Воспитатель спрашивает детей, что это за предметы и, из какой сказки.

- Ребятки, отгадайте-ка загадку: «Сама рыжевата. Мордочка плутовата. Ей не надо пирожка. Ей бы скушать петушка» (Лиса)

У воспитателя заготовлена мягкая игрушка лисичка. При отгадывании он показывает её. Дети её рассматривают и описывают (Рыжая, пушистая, хитрая, проворная, ловкая).

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие вы знаете сказки, в которых есть лиса? («Колобок», «Теремок», «Лиса и медведь», «Заюшкина избушка», «Жихарка»).

2. Беседа о сказке Жихарка. Вопросы по содержанию.

- Дети, о чем рассказывается в сказке «Жихарка»? (Жили кот, петух и Жихарка, лиса унесла Жихарку и хотела его съесть, а он обманул лису и домой убежал). А кто хочет показать, как Жихарка обманул лису? (ребенок показывет, как Жихарка и лиса садятся на лопату),

- Расскажите, ребята, а каким вы представляете себе Жихарку? (Маленький мальчик, смелый).

- Дети, а вы большие человечки или маленькие? (Маленькие).

- Значит вы ещё маленькие человечки, иногда, про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький». Что это значит? (Хотя и маленький, но смелый, находчивый и сообразительный).

- Правильно, ребята, послушайте пословицу о смелости: «Смелому человеку никакое дело не страшно».

- Как вы думаете, ребята, когда лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух грустили, переживали, плакали? Почему? (Да, потому что Жихарка их друг, они его любили).

- Русская пословица гласит: «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде».

- А, может вы пословицы о дружбе знаете? («Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Нет друга, ищи, а найдёшь, береги», «Один за всех и все за одного»).

- Ребятки, а вы не хотите показать, какая лиса?

3. Физкультминутка (Дети выполняют упражнение вместе с педагогом).

У лисицы острый нос,

(показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост,

(показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы

(поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает,

(идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает.

(поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я - охотница до птицы!

(хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь,

(ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь.

(присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу,

(прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу.

(побежали по кругу)

Воспитатель приводит детей к лисей норе. А там...

- Ребятки, посмотрите, что это? (Сундучок). Пробую его открыть, но ничего не получается. Ребятки, а чем можно открыть сундук? (ключом). Сундук этот не простой - волшебный, откроется тогда, когда мы отгадаем загадку:

Человечек этот мал,

Да уж очень он удал

Сам расправился с лисой,

Прибежал к себе домой. (Жихорка)

- Чок, чок, чок - открывайся сундучок!

- Ну вот, сундучок и открылся, посмотрите, какие разноцветные конвертики, в них, наверное, задания, ребятки, какой вы хотите выбрать конверт? (выбор детьми конверта)

4. «Отгадай сказку» (ответы показываю на мультимедийке).

Воспитатель загадывает загадки:

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят)

Волк и семеро козлят

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Муха-Цокотуха)

Муха-цокотуха

И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться.

(Доктор Айболит)

Доктор Айболит

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

Красная Шапочка

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка

(Колобок)

Колобок

5. Следующий выбор конверта с заданием «Чья ложка».

Чья ложка?

- На картинке у нас нарисованы кот, петух, Жихарка и три ложки. Возьмём карандаш и соединим линиями ложку и её хозяина. Как вы догадались, чья это ложка? (У кота ложка простая, у Пети ложка простая, а у Жихарки непростая, точёная, ручка золочёная).

6. Задание «Найди отличие».

Найди отличие

Найди отличие

Найди отличие

На столах лежат картинки для каждого ребенка.

- Какие все молодцы, вам понравились задания, какое задание было сложным? (ответы детей)

7. Коллективная работа лепка из пластилина «Маленький да удаленький».

Для детей на столах приготовлен пластилин, дощечка, стека, салфетка, краски, кисточки, дополнительные материалы для украшения поделки.

- Ребятки, чего же не хватает в наших героях? Да, их нужно раскрасить и обмазать пластилином.

- Ребятки, давайте мы с вами выберем, кто хочет лепить, а кто рисовать? Лепить наших героев, обмазывать пластилином лису, петуха, кота, Жихарку, лепка лопаты, красками украшаем печку (раскрашиваем цветы на печке).

В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом.

8. Итог занятия.

- Какие замечательные работы получились, давайте покажем их гостям.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить