Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Макидон Любовь Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, МКОУ «Голенковская НШ - ДС».

Цели и задачи: 

- знакомство учащихся со звуками [ф] [ф’] и буквой, которая их обозначает;

- учить дифференцировать эти звуки по твердости – мягкости;

- совершенствовать речевые способности, наглядно – действенное мышление;

- развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения и интеллектуальные качества;

- воспитывать культуру учебного труда.

Девиз урока:

«Давайте разговаривать

И будем выговаривать.

Всё правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно».

Ход урока:

Учитель: Ребята, покажите мне карандаш такого цвета, который соответствует вашему настроению, а в конце урока мы проверим, изменилось ли оно.

Звуковая разминка: Какая буква здесь лишняя? Почему?

Н Р Л Т В

Дети: Лишняя буква Т, потому что все остальные согласные звонкие, а Т глухая.

А О У И Ы Э

Дети: Лишняя буква И, потому что она дает мягкость согласным.

Учитель: А какой слог здесь лишний? И почему?

ЛО НО КО СИ РО

Дети: Лишний слог СИ, он мягкий, а остальные твердые.

Мобилизующий этап:

На доске картинки игрушек.

кукла мишка юла зайчик

Учитель: Назовите хором названия игрушек в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь их запомнить. (Называют, закрывают глаза, а учитель переставляет две игрушки.)

Учитель: Скажите, в каком порядке стояли игрушки первоначально, и в какой последовательности они находятся после перестановки.

Дети: Первоначально игрушки стояли в следующем порядке: кукла, мишка, юла, заяц. После перестановки они находятся в такой последовательности: кукла, юла, мишка, заяц. Поменяли свои места мишка и юла.

кукла юла зайчик мишка

Учитель: А какой первый звук в слове юла? Что в нём особенного?

Дети: В слове юла первый звук [йу]. Гласная буква Ю в начале слова и после гласной даёт два звука.

Учитель: А как по-другому называют игрушку юла?

Дети: Волчок.

Формирование учащимися темы и цели урока.

Учитель: А теперь назовите предметы, изображённые на этих картинках, которые вы видите на доске.

фонтан филин

Дети: Фонтан и филин.

Учитель: Произнесите первый звук в слове фонтан.

Дети: Звук [ф] – во время произнесения звука нижняя губа касается верхних зубов. Есть преграда, значит звук согласный. При произнесении слышен только шум, значит глухой. Произносится твёрдо значит твёрдый.

Учитель: Произнесите первый звук в слове филин.

Дети: Звук [ф] – во время произнесения звука нижняя губа плотнее касается верхних зубов. Язык чуть-чуть касается нёба. Звук мягкий.

Учитель: Учитывая признак, по которому мы делили звуки, сформулируйте тему урока.

Дети: Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Звуки [ф][ф,] и буква, которая их обозначает».

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Дети: Сегодня на уроке мы познакомимся со звуками [ф][ф,] и буквой которая их обозначает, будем учиться отличать их от других звуков и букв; читать слоги и слова с новой буквой.

(Дети легко формулируют тему и цель, используя приобретённый опыт подобной работы при ознакомлении с другими звуками и буквами)

Учитель: Приступим к реализации поставленной вами цели. Эту работу мы выполним вместе с нашими гостями Фомой и Федей.

Фома Федя

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему именно с такими именами, эти мальчики? Расскажите мальчикам о первых звуках в их именах. (Дети дают повторно характеристику звукам)

Учитель: Знакомство с новыми звуками состоялось, пора перейти к работе с буквой.

Знакомство с новой буквой.

Учитель: Найдите среди данных букв новую. Как она называется? (Если дети неправильно назовут, учитель исправляет)

НРФЛВ

Дети: Это буква Ф.

Учитель: А чем она отличается от других букв?

Дети: Все буквы звонкие, а Ф – глухая.

Учитель: Ребята, а кто сможет встать и изобразить букву Ф. (Дети встают со своих мест ставят руки, на пояс имитируя этим букву Ф). С новой буквой мы познакомились. Что будем делать дальше в соответствии с целью урока?

Дети: Будем читать.

Учитель: Давайте покажем Фоме и Феде, как вы умеете читать слоги. Откроем азбуку на странице 70 и прочитаем слоги с буквой Ф.

Чтение Слогов с новой буквой. Игра «Угадайка».

- Что можно увидеть в цирке? Фильм или фокус? В слове отгадке все согласные твердые.

- Что любили пить Чебурашка и крокодил Гена кофе или молоко? В слове отгадке все согласные глухие.

- У каких птиц птенцы появляются не весной, а зимой клест или фазан? В слове отгадке один слог.

Отработка полученных ЗУ. Работа в парах.

Учитель: Ребята, вам нужно прочитать слова на карточках, назвать то, что их объединяет, и какой звук дает новая буква в этих словах.

Сарафан – кофта (одежда)

Арфа – флейта (музыкальные инструменты)

Туфли – тапочки (обувь)

Трамвай – троллейбус (транспорт)

Фиалка – фикус (цветы)

Филин – фазан (птицы)

Фара – фонарь (источник освещения)

Учитель: Молодцы! Фоме и Феде очень понравилось, как вы работаете, ребята.

V. Физ.минутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли зайки погулять.

Зайки спрятались за елку

Нет ли здесь лисы иль волка?

Раз, два, три, четыре, пять

Можно весело гулять.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Ребята, наши гости решили прогуляться. По какой улице они пойдут: по Фонтанке или по Петровке?

Дети: По Фонтанке.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что в названии улицы есть буква, которую мы изучаем сегодня на уроке, она дает твердый звук [ф].

Учитель: Вот они прошли и решили сделать остановку. Как вы думаете, около чего они остановились: у завода или у фабрики? Почему?

Фабрика завод

Дети: Они остановились у фабрики, потому что в слове есть изучаемая буква, которая дает твердый звук [ф].

Учитель: А как называется эта фабрика.

Дети: Кондитерская.

Учитель: А давайте узнаем, что выпускают на этой фабрике, для этого из слогов в таблице составим слова.

Таблица

Учитель: А сколько бы вы взяли конфет? 100 или 1?

Ответы детей могут быть разные (100, чтоб поделиться с друзьями, 1, чтоб осталось другим ребятам).

Учитель: Ребята, а вы слышали, когда-нибудь выражение «Фома неверующий»?

Ответы детей.

Учитель: Вот у С.Михалкова есть стихотворение, которое называется «Фома». Послушайте его.

Чтение стихотворения учителем. 

Учитель: Правда же, хорошо, что это был сон? Да, ребята?

Дети: Да.

Закрепление знаний полученных на уроке. Работа с азбукой.

Учитель: А вот еще, какой сон приснился Фоме.

Чтение стихотворения «Сон Фомы», азбука стр. 72. Ответы на вопросы к тексту. Чтение учащимися слов с буквой Ф.

Итог урока.

Учитель: С какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звукам. Назовите слова с новой буквой, которые мы с вами не называли на уроке.

Слова на букву Ф

Учитель: И теперь я попрошу вас показать карандаш, который соответствует вашему настроению на конец урока. Изменилось ли оно? Почему?

Добавить комментарий