Автор: Жданова Инна Викторовна, воспитатель высшей категории МОУ д/с № 300 (г. Волгограда).
Тема: «Беда не страшна, если рядом друг» - посадка черенков герани.
Цели:
- Повторить с детьми способы размножения комнатных растений, закрепить понятие черенок;
- Учить сажать черенки герани в парах, согласовывая свои действия с партнером.
- Воспитывать отзывчивость на просьбу о помощи – чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Материал: цветочные горшки 4-5 штук, совки 5 штук, лейки 4-5 штук, фартуки на каждого ребенка подгруппы – 8-10 штук, черенки герани, широкий небольшой тазик, куда убираются совки по окончании посадки, клеенки для накрытия столов во время работы, запись песни «Ты, да я, да мы с тобой», запись музыкального сопровождения посадки черенков (легкая музыка), запись аудиофрагмента из мультфильма «Тайна третьей планеты», мольберт, изображение робота с планеты Шелезяка форматом (из этого же мультфильма), «Срочная телеграмма» с планеты Шелезяка.
Предварительная работа: проведение занятия «Знакомство с черенкованием как способом размножения комнатных растений», подготовка черенков герани, разучивание песни «Неразлучные друзья».
Ход.
Дети занимаются свободной деятельностью. Раздается стук в дверь.
- Лиза, посмотри, пожалуйста, кто там пришел?
В это время ребенку второй воспитатель детского сада вручает «Срочную телеграмму».
- Ребята, подойдите сюда. Нам пришла телеграмма. Что там написано?
Воспитатель читает телеграмму: «Срочная телеграмма». Куда: город Волгоград, детский сад «Солнышко», кому: детям средней группы. «У нас стряслась беда! Погибли все цветы. Помогите, посадите, пожалуйста, для нас, роботов, цветы. Робот с планеты Шелезяка». Ещё робот прислал нам аудио-сообщение.
Воспитателем открывается мольберт с «фотографией» робота, включается фрагмент аудиозаписи из мультфильма «Тайна третьей планеты»: Помогите, кто может! Кто может, помогите! У нас эпидемия. Планета Шелезяка: полезных ископаемых нет, растительности нет, населена роботами.
Воспитатель: Вот что приключилось! Как вы думаете, нужна помощь нашим друзьям с другой планеты? Поможем роботу и его планете? Тогда я предлагаю вам посадить цветы.
- Давайте с вами вспомним, как могут размножаться комнатные растения? (семенами, делением, черенкованием).
- Что такое черенок? (отрезанная часть стебля).
- Помните, мы уже занимались черенкованием. От какого растения мы отрезали черенки (от герани).
- Давайте рассмотрим их. Что изменилось с того момента, когда мы поставили их в воду? (у них выросли корни).
- Что же дальше надо сделать? (надо их посадить).
- Что для этого нужно сделать? (надеть перчатки, надеть фартуки)
- Пойдемте к рабочим местам, наденьте перчатки, фартуки, помогите друг другу их завязать.
- Для чего нужно надевать перчатки и фартуки перед посадкой растения?
- Что нужно сделать после посадки растений? (убрать рабочие места и вымыть руки с мылом)
- Кто может рассказать, как же надо сажать черенок? (нужно подготовить ямку (с помощью лопатки), опустить в нее черенок, аккуратно, чтобы не повредить корешки, присыпать землей, немного прижать пальцами, полить).
- Хорошо, чтобы вы не забыли или не запутались, что делать, я поставлю вам схему-подсказку (алгоритм посадки растения). Сажать черенки вы будете в парах. Это значит, что один из вас готовит ямку для посадки, а другой держит, а затем опускает в нее черенок. Возьмите черенки и можете начинать посадку. Совки по окончании работы положите, пожалуйста, в эту чашку.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение. Дети выполняют посадку черенков, воспитатель контролирует работу, помогает по мере необходимости.
- Молодцы, все успешно справились. А сейчас скажите, что необходимо для дальнейшего роста и развития растений? (ему нужен полив, свет и тепло).
- Правильно, поэтому я предлагаю вам поставить цветы вот на этот стол, где достаточно света и тепла, и вам будет удобно ухаживать за цветами – поливать и рыхлить их.
- А как же мы узнаем, что наши растения прижились? (дадут новые листья, зацветут)
Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос, воспитатель сам дает эту информацию.
После работы проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».
- Вместе с цветами мы отправим нашим друзьям песню, чтобы они знали, что на планете Земля живут дети, которые всегда придут на помощь в трудную минуту. Давайте её споем для жителей планеты Шелезяка и для наших гостей.
Дети поют песню «Ты да я, да мы с тобой».
- Ну, а теперь нам осталось навести порядок на столах и вымыть руки с мылом.
Воспитатель распределяет детям поручения по уборке рабочих мест: 1 – относит совки в умывальную комнату, 2, 3 – вытирают со столов, остальные помогают друг другу развязать фартуки и вешают их на крючки в умывальной комнате.