Автор: Макеева Вера Петровна.
Направление: познавательно-речевое.
Интеграция с другими образовательными областями: Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Физическая культура.
Возраст детей: 4-5 лет
Место проведения: в группе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, учить активно участвовать в беседе и отвечать на вопросы воспитателя;
- закреплять употребление в речи детей антонимов;
- продолжать учить подбирать существительные, обозначающие детенышей животных;
- учить счету в пределах пяти.
Развивающие:
- развивать мышление детей, умение делать выводы, рассуждать;
- расширять представления детей о диких и домашних животных;
- развивать познавательный интерес, активность.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, отзывчивость;
- учить умению доводить начатое дело до конца, оказывать помощь и поддержку товарищам.
Наглядный (демонстрационный) материал: письмо; мнемотаблица «Весна»; геометрические фигуры-символы (зеленый треугольник и коричневый квадрат); иллюстрации диких и домашних животных; карточки (игра «Кто лишний?»); игрушки – мишка и мышка.
Раздаточный материал: листы бумаги формата А5 по количеству детей с изображением разных фигур (игра «На что похоже?»), цветные карандаши.
Ход деятельности:
1. Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на письмо (на конверте круги серого и коричневого цвета, разные по размеру). После этого читает письмо. Текст письма:
«Нас колдунья заманила
И в клубочки превратила.
Чтобы нас расколдовать,
Надо очень много знать,
На вопросы отвечать
И рассказы составлять!»
- Как вы думаете, каких животных заколдовали?
- Как вы догадались? Если дети затрудняются, то воспитатель читает загадки. Первая загадка:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной – … (медведь)
Вторая загадка:
В подполье, в коморке,
Живет она в норке.
Серая малышка,
Маленькая … (мышка)
- Что нужно сделать, чтобы вернуть мышку и мишку?
2. Основная часть
Повторение антонимов.
– Волшебница злая, а мы с вами … (добрые)
– Мишка и мышка грустные, а мы … (веселые)
– Мишка большой, а мышка … (маленькая)
– У мышки длинный хвост, а у мишки … (короткий)
– Мишка неуклюжий, а мышка … (ловкая, проворная)
- Ребята, а какое наступило время года?
- Какие животные просыпаются весной? А что еще бывает весной, вы сейчас сами расскажите.
Дети рассаживаются в узкий круг.
Составление рассказов о весне по мнемотаблице.
- Не перебивайте друг друга, каждый из вас расскажет о весне.
- Помните, что отвечать нужно полным предложением, ведь нам надо расколдовать мышку и мишку.
- Кто появляется у животных весной? (Детеныши.)
Воспитатель нарочно рассыпает картинки с изображением животных.
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, без вас я не справлюсь. Положите домашних животных к коричневому квадрату, а диких – к зеленому треугольнику.
По ходу проводится дидактическая игра «Назови детеныша».
- Посчитайте, сколько диких животных? А домашних? Каких больше? На сколько? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну, по четыре? Чтобы их стало поровну, по пять?
– Отлично! Умницы, считаете вы отлично!
Физкультминутка «Ловкие зайчата»
Скачут зайки во лесочке.
Зайки – серые клубочки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Встал зайчонок на пенек.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз – шагают все на месте,
Два – руками машут вместе,
Три – присели, дружно встали
И за ушком почесали.
На четыре потянулись,
Пять – прогнулись и нагнулись,
Шесть – все встали дружно в ряд,
Зашагали, как отряд!
Дидактическая игра «Кто лишний?"
Дети вытягивают карточку и объясняют, почему тот или иной предмет лишний.
Оценка воспитателя («Какие вы внимательные, сообразительные», «Молодцы, помогли Владику» и др.).
Дети садятся к столам. Проводится дидактическая игра «На что похоже?».
Воспитатель показывает одну картинку и обсуждает ее вместе с детьми.
- Остальные картинки мы вместе с вами дорисуем.
Оценка воспитателя по ходу игры, беседа с детьми.
Вдруг слышится писк мышки.
Воспитатель достает мишку и мышку.
- Мы расколдовали их!
- Почему нам удалось расколдовать мышку и мишку? Какими мы были с вами? (Дружными, веселыми, внимательными, ловкими, умными, отлично составили рассказ о весне.)
- Молодцы, мы дружно постарались, и у нас получилось расколдовать мишку и мышку!
3. Заключительная часть
- А сейчас давайте вместе раскрасим наши рисунки, а мышка и мишка посмотрят на нас и поучатся красиво, аккуратно раскрашивать.
Дети раскрашивают картинки.
- Мышке плохо видно ваши картинки, раскрасьте их, пожалуйста, ярче, а потом мы украсим ими нашу группу.