Автор: Князева Светлана Анатольевна, воспитатель МДОУ Детский сад №41 «Гнездышко» (г. Электрогорск).
Цели:
1. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Развивать наблюдательность и любознательность.
3. Учить сравнивать и находить различия.
Словарь: жидкая, прозрачная, безвкусная.
Оборудование и материалы: посылка, три пластиковые бутылки (с молоком, газированной и простой кипяченой водой), одноразовые прозрачные стаканы, две ложки.
Предварительная работа: прослушивание песенок и потешек, чтение сказок о молоке, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Угадай на вкус», сюжетно-ролевая игра «Магазин» (сюжет «Молочный отдел»).
Игровая деятельность:
Воспитатель: Дети, к нам сегодня в гости приехал мальчик из Простоквашино и привез посылку от кота Матроскина и от Шарика. Давайте поздороваемся и посмотрим, что же там лежит.
Дети здороваются и с любопытством наблюдают за мальчиком.
Мальчик достает из посылки молоко в бутылке и говорит: «Это вам подарок от Матроскина, а от Шарика вам – газировка!»
Воспитатель: Газировка?! Послушай, что наши дети знают про газированную воду.
Первый ребенок:
Любит ребенок вишневый компот
И молоко с удовольствием пьет.
А газировку не пьет никогда –
Очень «колючая» эта вода!
Второй ребенок:
Чтобы щечки заалели,
Чтобы зубы не болели,
Чтобы вырасти скорей,
Молока побольше пей!
Воспитатель: Молодцы, дети! А ты, Дядя Федор, расскажи об этом Шарику.
Дядя Федор:
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай.
Воспитатель проводит с детьми физкультминутку.
Физкультминутка «Вода-водица»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Дядя Федор: А еще я вам хочу рассказать, что молоко и вода похожи.
Воспитатель: Ой, как интересно, разве у них есть лицо?
Дядя Федор: Ну, конечно, нет. Они похожи тем, что вода и молоко жидкие. Воду можно налить или перелить во что-нибудь, например, в стакан, и молоко тоже.
Переливает молоко из бутылки в стакан. Дети с интересом наблюдают.
Воспитатель приглашает детей повторить эксперимент. Тема и Аня показывают, как переливают воду и вместе делают вывод, что вода тоже жидкая.
Дядя Федор: А если попробовать на вкус, то можно сказать, что у молока есть вкус, а у воды нет, значит, она безвкусная.
Дети пробуют.
– А давайте поиграем. Я приглашу сюда Максима и завяжу ему глаза. Максим должен попробовать и угадать на вкус: вода это или молоко.
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Итак, сегодня мы еще узнали, что молоко имеет вкус, а вода безвкусная.
Дядя Федор: Дети, скажите, какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Дядя Федор: А вода?
Дети: А у воды нет цвета.
Дядя Федор: Правильно, о воде можно сказать, что она бесцветная. Если мы в стакан с молоком опустим ложечку, то ее не будет видно. А в стакане с водой ложку видно.
Показывает все это детям, приглашает их повторить эксперимент.
В стакан ложку опускаем,
Ничего не понимаем.
Оказалось, молоко –
Не прозрачное оно!
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами узнали, что вода прозрачная, а молоко нет. Много нового мы сегодня для себя открыли. Давайте повторим.
Воспитатель подводит итог занятию:
Молоко жидкое и вода жидкая. Их можно наливать и переливать.
Молоко белого цвета, а вода прозрачная и бесцветная.
У молока есть вкус, а вода безвкусная.
Воспитатель: Молодцы, дети!
Дядя Федор: А вот вам домашнее задание: попробуйте дома с родителями поставить стакан с водой и стакан с молоком в морозильную камеру или, если на улице мороз, на балкон. И расскажите потом, что произошло.
Воспитатель: Спасибо, Дядя Федор, что ты с нами поиграл, приходи к нам еще.