Авторы: Третьякова Ольга Александровна, Чиданова Ирина Владимировна, воспитатели МДОУ Детский сад «Журавлёнок» (г. Надым)
Цель: развитие социально-коммуникативных и познавательных навыков дошкольников.
Обучающие задачи:
- расширять знания воспитанников о гендерной принадлежности;
- способствовать осознанию чужой и собственной индивидуальности;
- совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму;
- закреплять умение понимать и следовать словесной инструкции взрослого;
- упражнять детей в сооружении различных зданий из конструктора «Лего»;
- учить конструированию по фотографии.
Развивающие задачи:
- активизировать и развивать индивидуальные склонности и возможности воспитанников в самостоятельной деятельности;
- совершенствовать конструкторские способности.
Воспитательные задачи:
- развивать коммуникативные навыки;
- учить умению работать в паре.
Используемые методы и приемы:
- практические – трудовая деятельность («строительство города»);
- словесные – беседа, проблемные вопросы, использование элементов ТРИЗа (создание проблемных ситуаций, побуждение к осознанию противоречия);
- наглядные – мультимедийная презентация, схема-алгоритм.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к НОД, наборы конструктора «Лего Дупло».
Планируемый результат:
1. Расширение знаний у воспитанников в области полоролевой дифференциации.
2. Умение действовать по схеме в соответствии с инструкцией.
3. Повышение познавательной активности, заинтересованности в результате своей деятельности, интереса к трудовой деятельности.
4. Развитие коммуникативных умений при общении со взрослыми и сверстниками.
Ход деятельности:
I. Организационный момент
Педагог встречает детей, предлагает им встать полукругом перед экраном.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна. Я очень рада встрече с вами. Вы уже такие взрослые, я уверена, что вы много знаете и умеете.
II. Актуализация знаний
– А вы можете сказать, сколько вас? (Десять.)
– Среди вас есть девочки? (Да.) А кто остальные? (Мальчики.) Мальчики и девочки отличаются друг от друга? (Да.)
На экране слайд 2 «Девочки».
– Чем отличаются девочки? (У девочек длинные волосы, есть банты, заколки, одеты в платья, юбки, любят играть в куклы, в семью и т.д.)
– Какими чаще всего бывают девочки? (Нежные, женственные, хрупкие.)
На экране слайд 2 «Мальчики».
– А какими чаще всего бывают мальчики? (У мальчиков короткая стрижка, одеты в шорты и футболку, играют с машинками, роботами, любят военные игры.)
– Мальчики какие? (Сильные, ловкие, озорные, непоседливые, смелые.)
На экране слайд 3.
– А есть ли что-то общее у девочек и мальчиков? (Похожи по строению тела, есть семьи, живут на Земле, любят играть.)
– Как одним словом мы можем назвать мальчиков и девочек? (Дети, люди.) Что интересного в разговоре о мальчиках и девочках вы заметили? (Ответы детей.)
– Мы убедились, что все люди похожи и не похожи друг на друга.
На экране слайд 4.
– А как вы думаете, кем будет мальчик, когда вырастет? (Папой, водителем.)
– Какие профессии больше подходят мужчинам? (Военный, полицейский, пожарный.)
– А кем же станут девочки? (Женщиной, мамой, парикмахером, продавцом.)
– Какие профессии больше подходят женщинам? (Ответы детей.)
III. Введение в ситуацию
– Хотите, открою вам секрет? (Да!)
– Все девочки и мальчики любят сказки. Назовите свою любимую сказку.
На экране слайд 5.
– А моя любимая сказка «Приключения Незнайки в Солнечном городе». В этом городе живут такие же мальчики и девочки, как вы, только маленького роста – малыши и малышки. И живут они очень дружно.
На экране слайд 6.
– Как вы понимаете, что значит «дружно»? (Не ссорятся, помогают друг другу, очень вежливы и внимательны друг к другу.)
– Хотите познакомиться с жителями Солнечного города? (Да!)
– Тогда отправляемся!
Физкультминутка
Мы в ладоши дружно хлопнем –
Раз-два-три.
И ногами все притопнем –
Раз-два-три.
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай.
А сейчас мы с тобой
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
Вот наклоны влево – вправо,
Это легкая забава.
Нам известно всем давно:
Там стена, а там окно.
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте.
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра.
IV. Ситуация затруднения
На экране слайд 7.
– Ой! А где же город? Что же могло произойти? (Дети высказывают предположения.)
V. Определение цели детской деятельности
– Что же делать теперь малышам и малышкам? (Построить новый город.) Мы можем помочь? (Да.)
VI. Определение последовательности выполнения деятельности
На экране слайд 8.
– Ребята, Знайка успел сохранить фотографии городских построек! Из какого строительного материала сделаны дома? (Конструктор «Лего».)
– Как вы думаете, можно по фотографии построить? (Нет, да.)
– А ты как считаешь, Дима? А ты, Анечка?
– Нам известно, сколько и каких деталей нужно для постройки? (наводящий вопрос)
– Что может нам помочь построить дом? (Инструкция.)
– Для чего нужна инструкция? (Чтобы знать, как строить.)
– Вот какие схемы-помощницы придумал Знайка.
На экране слайд 9.
– Как называется первая деталь? (Кирпичик.)
– Что означает цифра? (Сколько таких деталей нужно взять.)
– Как называется вторая деталь? (Клювик)
– Что означает цифра под деталью? (Ответы детей.)
– Итак, схема-помощница говорит нам о том, какие детали и сколько штук нам понадобятся.
– Какие постройки было бы интереснее построить вам, мальчики? (Ответы детей.)
– А что бы хотели построить вы, девочки? (Ответы детей.)
– Как выполнить работу быстро и правильно? (Надо работать дружно, вместе, помогать друг другу, распределить работу.)
Алгоритм выполнения постройки
– А сейчас я приглашаю вас на строительную площадку. Подойдите к столу. Возьмите конверт, откройте. Возьмите карточку с красным квадратом. Что она означает? (Какие детали конструктора нужны.)
– Возьмите в руки вторую карточку-инструкцию. Что она означает? (Порядок выполнения работы.)
– Что у вас получится? (Городская постройка.)
– Итак, приступаем!
VII. Самостоятельная деятельность детей
По ходу деятельности детей педагог уточняет количество деталей по инструкции, порядок выполнения постройки.
VIII. Итог деятельности
– Ребята, строительные работы закончены. Саша, можно ли твою постройку назвать городом? (Нет.) А твою, Карина?
– А что надо сделать, чтобы получился город? (Объединить постройки.)
Педагог вместе с детьми объединяет работы в общую композицию.
– Сейчас получился город? (Да.)
– На площадке остался строительный материал. Подумайте, что можно построить из этих деталей? Чтобы в Солнечном городе стало еще уютнее, что можно добавить? (Клумбу, цветник.)
Дети из дополнительных деталей строят машину, клумбу и т.д.
– Давайте полюбуемся нашим городом.
(Педагог оценивает деятельность мальчиков и девочек.)
– Обратите внимание, какую сложную постройку выполнили Саша и Петя. А у Маши получился удивительно красивый цветник. Алеша быстро справился с постройкой домика и помог Алене установить горку и т.п.
– Что нам помогло построить город? (Умение читать схемы, работать с конструктором, а также дружба и взаимопомощь.)
– Мне было очень приятно с вами познакомиться. Вы были внимательными, дружными, старательными. Поэтому у нас получился такой красивый сказочный город. До свидания, друзья!
Приложение. Презентация.
Скачать презентацию (архив rar.)