Поиск по сайту

Автор: Алексеенко Н.Г., воспитатель МДОУ «Детский сад «Теремок» (с. Усть-Курдюм, Саратовский район, Саратовская область).

Цель:

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи:

Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.

Закрепить умение по дифференциации звуков Р и Л.

Развивать мышление и речь детей.

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация.

Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, ударный звук, слоги, схема предложения.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Ход НОД

1. Организационный момент: приветствие.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо - звуковое. Давайте послушаем его.

Звучит запись «письма» от Королевы Знаний: «Мои дорогие юные друзья! Я - Королева Знаний. Сегодня я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили.

Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.

- Стрелки указывают путь, движемся к первому пункту.

1. Дидактическая игра «Что такое звук?»

Воспитатель: Куда мы попали?

Дети: В рощу.

Подходят к дереву. Здесь стоит доска с плакатом. Раздается пение птиц (аудиозапись).

Воспитатель: Дети, вы узнали этот звук?

Дети: Это пение птиц.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы сейчас увидели птиц?

Дети: Нет.

Воспитатель зачеркивает на плакате изображение глаза.

Воспитатель: А мы потрогали птиц?

Дети: Нет.

Воспитатель зачеркивает изображение руки.

Воспитатель: Для того чтобы понять, что это поет птица, нам нужно её понюхать?

Дети: Нет.

Воспитатель зачеркивает изображение носа.

Воспитатель: Что же надо сделать, чтобы понять, что это поет птица?

Дети: Услышать.

Воспитатель: Правильно, поэтому на плакате остается изображение уха. Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук?

Дети: Его надо произнести.

Воспитатель рисует губы.

Воспитатель: Значит, что такое звук?

Дети: Это то, что мы можем услышать и произнести.

Воспитатель: А чем буква отличается от звука?

Дети: Букву мы видим и можем написать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрим, куда нам нужно двигаться дальше.

2. Дидактическая игра: «Необычные цветы».

Воспитатель: Я вам предлагаю загадочный цветок (задание выполняется на ковре). Буквы в серединках цветов, а лепестки от этих цветов разбросаны и перемешаны. Как вы думаете, как правильно собрать эти цветы?

- Лепестки, в названии которых есть звук Р, нужно выложить вокруг серединки буквы Р (эр).

- А лепестки, в названии которых есть звук Л, выложить вокруг серединки буквы Л (эль).

Дети выполнят задание.

Проверка правильного выполнения задания.

Задание у буквы Р.

- Найдите слова, где звук Р стоит в начале слова (ромашка, рак).

Задание у буквы Л.

- Найдите слова, где звук Л стоит в середине слова (фиалка, белка, клубника, яблоко). А где слово, в котором звук Л стоит в конце слова? (осел).

Давайте отдохнем на этой полянке.

Дыхательная гимнастика: Наступила весна, скоро повсюду появятся красивые ярко-желтые цветы, правильно, это одуванчики. А кто знает, почему они так называются? Давайте представим одуванчик в руках, и попробуем сдуть с них пушинки, только сдувать нужно правильно, воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через рот, щеки не надуваем (дети выполняют упражнение).

3.Дидактическая игра «Бабушкина игра». (Игра с мячом).

- На праздники все наряжались. Я предлагаю вам поиграть в «Бабушкину игру». Поиграем?

Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Р (Л) в названье...

Приготовились. Внимание!

(отвечать нужно полными предложениями)

Вы наденете платье или сарафан?

Вы выберете куртку или пальто?

На голове будет шляпа или берет?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете брошь или клипсы?

А из обуви наденете кроссовки или туфли?

Молодцы!

4. Подвижная игра «Перебежки».

- Ребята, а в чьем имени есть звук Р? (Расим)

- А звук Л? (Оля)

- Я научу вас играть в игру «Перебежки»: Если вы услышите в слове звук Р, то бежите к Роберту. А если вы услышите в слове звук Л, то бежите к Лене. Приготовились!

Ручей, льдина, сосулька, греет, капель, журчит, лейка, кошка, Мурка, крокодил, луна, собака, Егор, Полина.

5. «Раздели слова на слоги» (корзина с игрушками).

- Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова? (на части, на слоги) Как мы измеряем слово? (хлопками). Подставляем ладонь под подбородок. Сколько раз открывался рот, столько и слогов.

- Поделим слова на слоги, используя игрушки. (5-6 игрушек выборочно)

- Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных… (столько и слогов)»

Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель: Правильно, игрушки.

6. Буквы Р и Л.

Дети садятся за столы.

Проверяем осанку:

Руки на месте,

Ноги на месте,

Локти у края,

Спина прямая.

Воспитатель: А попробуйте сейчас выложить букву «Р» и «Л» из фасоли.

Дети выкладывают на столах букву Р и Л.

6. Звуковой анализ слова «Роза».

Показываю детям розу. Предлагаю детям разделить слово на слоги. Повторить первый слог и второй слог. Определить ударный звук. Что такое – ударение? (Это когда голосом мы выделяем звук в слове, как бы «ударяем» его).

- Скажите, ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками? (Звуки. Синяя карточка - твердый согласный звук, красная карточка - гласный звук, зеленая карточка - мягкий согласный звук).

- Как мы можем определить, гласный или согласный звук? (Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду, при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ).

Выкладывание звуковой схемы слова из карточек.

- А теперь разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Сороконожки».

Две сороконожки

Бежали по дорожке,

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Еле-еле их разжали.

7. «Выложи схему».

- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Воспитатель: Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).

_ _ _!

_ _ _.

_ _ _?

Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники (выставляются схемы предлогов, дети называют их).

- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).

- Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?

Дети составляют предложения со словом «игрушки» по схемам.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

- Предлагаю, прежде чем отправиться дальше, немного размяться.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так.

Как плывешь? - Вот так.

Как бежишь? - Вот так.

Вдаль глядишь? - Вот так.

Ждешь обед? - Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? - Вот так.

Как шалишь? - Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

10. «Постройте мост»

- Вот мы вышли к реке. Чтобы вернуться в группу, нужно перейти через нее, для этого нам нужно построить мост. Но как это сделать?

- У вас на столах лежат полоски - это «бревна». Возьмите их. На них написаны слова. Вам нужно прочитать их и только тогда вы сможете преодолеть реку.

(На бревнах написаны следующие слова: знания, дружба, линейка, букварь, книга, ручка, карандаш, альбом, азбука, тетрадь. Дети выкладывают из карточек-бревен мост). Переходим через речку и оказываемся в группе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!

Звучит голос Королевы Знаний.

«Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас снова в стране Знаний. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить