Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Черногородова Алена Владимировна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ детский сад «Малыш» (Омская область, Большеуковский район, с. Большие уки).

Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и уточнить представления  детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.

Индивидуальная работа: Совместные действия с Настей Б. по умению определять возраст дерева по его спилам.

Материал: Макет дерева без веток, картина о природе нашего художника-земляка Панасова С.С., мультимедийный проектор, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, макеты деревьев для оформления, подарки для детей-оберёги изготовленные из бересты.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Мотивация к деятельности:

Дети входят в группу и встают в полукруг.

- Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда – его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем? (Содержание письма: В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи). А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.

- Что же делать ребята?

- Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовичок прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.

- Вы готовы, ребята?

- И вот мы с вами в волшебном лесу.

Включаю звуки леса.

Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).

- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.

Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)

- Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.

Стихотворение «Березка» И.Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т.д.)

- Как называется лес, где растут одни березы (березовая роща)

- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы.

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.

Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны.

Зимой – на веточках лежит белый снег.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).

- На территории садика посажено много берез, я  знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. Посмотрите, ребята, картину большеуковского художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки? (Да)

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.

- Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (показ изделий)

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)

Проводится опыт «У кого прочнее».

- Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.

Игра «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы)

- Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили? (Да. Нашли кору от березы)

- Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

Воспитатель снимает конверт с третьим заданием: Рассказать о пользе березы (Ответы детей).

- Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.

Проводится игра «Найди лист березы»: рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.

- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай (провести опыт с заваривание чаги) Береза лечила и лечит  людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы, выполнили?

- Мы тогда прикрепляем  веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием: Вырастить дерево и определить сколько лет ему.

Игра «Вырасти дерево»: Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части). Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности: семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).

Игра «Определи возраст березы»: Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показывает через увеличительное стекло). Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое) Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву? (нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет).

- Попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву (дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам).

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? (Да. Мы вырастили березку, посчитали, сколько ей лет).

-  Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

- Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё? (Прикрепить листочки).

- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь.

- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

- Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята, за то, что мы помогли расколдовать березку, она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры. 

Добавить комментарий