Автор: Кротова Валентина Александровна, инструктор по физической культуре МДУ Детский сад №2 «Светлячок (пгт. Рамешки, Рамешковский район, Тверская область).
Цель: популяризировать ЗОЖ.
Задачи:
- формировать и сплачивать детский коллектив через совместную деятельность;
- развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни;
- знакомить с правилами поведения на природе и в экстремальных ситуациях, назначением предметов, необходимых в походе;
- развивать ловкость, координацию движений, выносливость, пространственное мышление, умение ориентироваться по карте.
Адресат: старшая группа.
Актуальность: Путешествие дает возможность дошкольникам получить интересную и важную информацию, продемонстрировать свои физические возможности, зарядиться положительными эмоциями и яркими впечатлениями.
Условия реализации: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд», «Социализация».
Содержание:
1. Станция «Спасательная»
2. Станция «Лесная»
3. Станция « Зеленая аптека»
4. Станция « Бережем природу».
Список используемой литературы: программа - Пособие инструктора физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова; научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» издательства ООО «ТЦ СФЕРА» 06.06.2012 года.
Предварительная работа:
- беседы о туризме;
- инструктаж по правилам безопасности;
- создание карт- маршрутов, названий и девизов для команд;
- оформление грамот для участников туристского слета.
- составление схемы – плана;
- изготовление плаката- призыва, для установки на клумбе парка;
Оборудование: костюмы для персонажей Кикиморы, Лесной музы, Спасатель МЧС, Доктора Айболит, мячи, гимнастические палки, обручи, палатка.
Ход туристического похода:
Турист: Для тех, кто не боится трудностей и любит путешествие. Мы организуем туристический поход. Вы готовы?
Дети: Да!
Турист: Тогда давайте разделимся на команды.
Чтоб туризмом заниматься,
Надо детям всем размяться.
Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от нее
Не денешься!
Проводится разминка.
Турист: Туристы - люди, которые любят путешествовать. Отправляясь в поход, они надевают удобную одежду, обувь и головной убор. В рюкзак кладут только те вещи, которые пригодятся в походе. Ребята наши к походу готовы! Мы идем в поход в наш центральный парк п. Рамешки, в котором посмотрим его достопримечательности, какие деревья в нем растут, какие растения и какая в этом парке интересная жизнь у лесных жучков и паучков, и кто оберегает любой лес, и любую полянку и наш парк. Только в парк мы пойдем, ребята, не по привычной, центральной дорожке, а - по закраю парка, где многие из вас еще не были. Мы обойдем его кругом, а для этого мы составили план – карту нашего маршрута. (Рассматривается план – карта маршрута.)
Станция №1. «Спасательная».
Здесь юных туристов встречает Спасатель МЧС.
- Здравствуйте, ребята! В походе может произойти всё, что угодно. Например, кто-то заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? (Дети высказывают своё мнение).
- Прежде всего, не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно постараться, как-то о себе заявить. Но если долго и громко кричать, то быстро устанешь или сорвёшь голос. В такой ситуации поможет свисток, ведь свистеть намного проще, чем кричать «ау!». Так что свисток нужно обязательно брать с собой в поход. Ещё одна незаменимая вещь – компас. Без него в лесу делать нечего. Интересно, а вы умеете пользоваться компасом? (Дети отвечают)
- А я сейчас проверю, как вы по нему ориентируетесь.
Проводится игра «Не сверни».
Спасатель: Молодцы, ребята! Был рад с вами познакомиться! Желаю вам доброго пути!
Станция №2 «Лесная полянка». Станция располагается на ровной, окружённой кустами и деревьями поверхности. Детей встречает Лесная муза.
Лесная муза: Здравствуйте, дорогие мои! Смотрите, как много цветов вокруг. Давайте присядем, отдохнём.
Туристы рассаживаются на брёвнышке.
- Я - Лесная муза и могу слышать удивительные звуки природы. А вы хотите послушать голоса леса? (Дети отвечают) Тогда будьте внимательны.
Проводится игра «Букет», «Птицелов»..
Станция №3 «Спортивная» (для станции отводится ровная травяная площадка на стадионе).
Турист:
Мы устроили здесь привал,
Отдохнем на славу!
Разомнемся, порезвимся
И палатке … (подкрепимся).
Турист устанавливает палатку, знакомит детей с правилами отдыха в походе, пока дети соревнуются, в палатку подкладывается сухой паек- сюрприз (сушки), который принесла пчелка и проявила заботу о маленьких туристах.
Турист проводит эстафеты.
1. Эстафета «Пчёлок» - (6 обручей, 2 ведёрка).
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
2. Эстафета «Кузнечиков» - (прыжки на двух ногах).
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
3. Эстафета «Муравьёв» - (гимнастические палки по количеству детей).
В лесу у пня,
Суета, беготня.
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
4. Эстафета «Гусеница».
Ползёт сороконожка
По узенькой дорожке.
Листочками питается
В бабочку превращается.
5. Игра «Птицелов».
В лесу во лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют,
Ай, птицелов идёт,
Он в неволю нас возьмёт
Птицы, разлетайтесь.
Станция №3 «А» «Зелёная аптека». Здесь детей встречает Доктор Айболит. У него в руках лекарственные травы: подорожник, полынь, листья полыни, цветы календулы, зверобоя, пижмы, полевой ромашки.
Доктор Айболит: Приветствую, вас друзья - туристы! Часто бывает, что в походе случаются неприятности - царапины, ушибы или кусы каких-либо насекомых, а врача рядом нет. Что делать? У природы есть своя аптека, растёт она под ногами. Например, подорожник поможет при порезах - приложите чистый листок к ране и подержите, кровь быстро остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи грелись на солнце, лёжа на дороге. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти в безопасное место, а другая - нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре вернулась с листом подорожника, который исцелил пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования подорожника для лечения ран. Вот такая легенда.
Другое растение - горькая полынь - поможет, если вы упали или подвернули стопу. Чай из свежих листочков применяют как болеутоляющее средство.
Малина полезна при простуде. Нужно просто заварить чай из её листочков и ягод.
Ребята, вы, конечно, знаете, что в лесу очень много комаров. Они так неприятно пищат и так больно кусают. Если вы сорвёте цветок календулы и его соком смажете место укуса, то станет гораздо легче.
Укусы ос, пчёл, шмелей вызывают жгучую боль, покраснение, отёк. Справиться с этим поможет крепкий отвар вероники.
От болей в животе нужно принимать отвар из зверобоя.
В походах иногда случаются и ушибы, в этой ситуации не обойтись без чая из пижмы обыкновенной.
О пользе ромашки знают все. Полевая ромашка маленькая, а её листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько её цветков, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаёт силы и защитит от простуды даже в холодную погоду.
Вот такие полезные растения можно встретить в лесу. Ребята, собирать и применять нужно только те лекарственные растения, которые растут в лесу, вдалеке от дорог.
Вы запомнили какие, растения в каких ситуациях вам помогут?
Дети: Да!
Доктор Пилюлькин: А давайте проверим.
Показывает растения и цветы, дети отвечают, называют.
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Здоровья вам и хорошего настроения! До новых встреч!
Станция №4 «Бережём природу». Под станцию отводится засаженная цветами большая клумба в начале парка. Детей встречает Кикимора.
Кикимора: (ворчит). Что вы делаете в моём лесу?
Я, Кикимора, люблю тишину.
Посторонних повстречаю –
До смерти защекочу!
Не подумайте, что пугаю,
Я от радости кричу!
А – а – а!
(подходит к детям)
Пальцы видишь?
Для щекотки словно созданы они!
Многих смехом уморила
Золотые были дни!
(щекочет детей)
Ой, как расшумелись, расхохотались. Я жительница леса. Мои друзья - растения и животные. Они не умеют разговаривать, а значит, и не могут защитить себя. Иногда гуляя в лесу, люди даже не задумываются, что, не желая того, могут навредить природе. Поэтому нужно знать, как правильно вести себя в лесу: что делать, а что делать нельзя. Ребята, а как вы думаете, что можно делать в лесу и на поляне?
Дети: Гулять, любоваться красотой цветов, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды.
Кикимора: А чего делать не нужно? (Дети высказывают свои предположения). Давайте вместе разберёмся, что может навредить природе.
Дети читают стихи:
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберём
И с собой его возьмём.
Ведь полянка – чей – то дом,
Пусть порядок будет в нём!
И лягушку, и жучка,
В паутине паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвём и не сломаем,
Что они живые знаем!
Кикимора: Молодцы! Помните эти правила, ребята, и тогда природа всегда будет радовать вас своей красотой.
Дети: Обязательно будем выполнять.
Кикимора: Я вижу, вы пришли не с пустыми руками - это наверно подарок.
Дети: Да, Кикимора, мы приготовили тебе подарок, это плакат - призыв в исполнении сотворчества воспитанницы 2-ой младшей группы Луковниковой Аси с мамой, который мы оформили в виде предупреждающего знака об охране природы, чтобы твои цветочки и кусточки никто не обижал, и ты не беспокоилась, что жизни твоего леса угрожает опасность. Плакат – призыв мы установим на твоей клумбе. Посмотри, Кикимора, как он выглядит. Теперь никто не посмеет испортить прелесть твоей лесной красоты!
Кикимора: Спасибо, вам ребята, за такой прекрасный подарок. Теперь я точно знаю, что Ваш поход принес вам много интересного и полезного, познавательного и увлекательного. Счастливого пути, дорогие ребята!
Дети: Спасибо, Кикимора! Прощай!
Турист: Это конечная станция для наших туристов. Все маршруты пройдены, все задания выполнены. На этом туристический слёт завершается. А нам с вами пора домой возвращаться.
Роли персонажей исполняли педагоги МДОУ №2 детский сад «Светлячок»:
- «Спасатель»- воспитатель старшей группы Полухина Т.В.
- «Лесная Муза» воспитатель средней группы Тимошина Р.Н.
- «Турист» - инструктор физкультуры Кротова В.А.
- «Доктор Айболит» - воспитатель старшей группы Соколова Г.А.
- «Кикимора» - воспитатель 2-ой мл. группы Степина В.В.