Автор: Храмова А.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 «Жемчужинка» (г. Чистополь, Республика Татарстан).
Задачи:
Приобщать детей к традициям русского народа, знакомить с устным народным творчеством.
Развивать умение чётко и ясно произносить стихотворение и песню «Лебёдушка». Учить внимательно слушать грамзапись музыкальных произведений, произведения русского народного творчества.
Активизация словаря: Лебёдушка, сокол, девица, молодцы, родственные слова от «берёза».
Воспитывать у детей уважение и интерес к знанию русских традиций.
Интегрирование: художественно-эстетическое развитие, музыка, коммуникация.
Образовательная область: «Познание».
Цель: Учить с детьми пословицы о Родине, стихи о берёзе. Развивать словарный запас детей.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: выставка матрёшек, магнитофон, макет русской берёзы.
Раздаточный: музыкальные инструменты для оркестра, русские народные костюмы «Хохлома», рубашки-косоворотки для мальчиков, полумаски лебедя и сокола для подвижной игры.
Предварительная работа: заучивание стихов, пословиц, поговорок (домашнее задание); подготовить грамзапись «Русские узоры»; найти народные инструменты (балалайку, гармошку, ложки); предметы русского быта (посуда, игрушки, куклы в русских костюмах); в группе оформить «Хоровод матрёшек» (выставка матрёшек).
Ход занятия:
Под русскую народную пляску «Кадриль» дети входят в группу и садятся на стульчики.
Педагог: Много народов разных национальностей живут в нашей стране и у каждого народа свои обычаи, традиции, музыка, сказки, песни. Родина русского народа - Россия.
«Россия, Россия - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют».
Педагог: Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний. Храбро защищали её от врагов вместе с другими народами. Они знали, что отстоять её можно только тогда, когда «Один за всех и все за одного». Дети, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках, русских богатырях.
Дети: «За родное дело, стой смело», «Жить - Родине служить», «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без родины, что соловей без песни».
Педагог: Молодцы, ребята! Собирались за околицей парни и девчата и водили хороводы.
Дети заводят хоровод «По малину в сад пойдём».
Педагог: А какие пословицы вы знаете о русской народной песне?
Дети: «Хорошая песня дух бодрит», «Где песня поётся, там весело живётся», «С хорошей песней и труд спорится».
Дети слушают грамзапись «Ой, вставала я ранёшенько».
Педагог: С любовью воспевал народ природу родной красавицы берёзы.
Ребёнок:
Берёза, моя, берёзонька,
Берёза, моя, белая.
Стоишь, ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька
Листочки зелёные
Под тобой берёзонька,
Трава шелковая.
Педагог: Наш ансамбль «Красные девицы» исполнят песню «Во поле берёзка стояла». А добры молодцы:
«В нашем оркестре всего понемножку
Звенит треугольник, Запели гармошки.
В нашем оркестре всего понемножку
И даже играют тарелки и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку
Помогут оркестру и наши ладошки».
Дети играют в музыкальные инструменты под русскую народную мелодию «Калинка».
Педагог:
«Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Она крылышком помахивает.
На цветы водицу стряхивает».
Дети играют в русскую народную игру «Лебёдушка».
Педагог: Ребята, вы любите сказки?
Считалка:
«Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Я пошла, а ты постой,
Тебе водить, тебе и сказку говорить»
(один из детей рассказывает сказку)
Педагог: Вот и всем потешкам конец, а кто слушал молодец.
Педагог: Ребята, сегодня вы рассказали очень много пословиц, стихов о русских традициях, играли в русские игры. Берегите свою родину, любите её. А наше занятие подошло к концу, до свидания.