Программное содержание: Повторить правила поведения в общественном транспорте, закрепить знание правил перехода через дорогу, познакомить с историей возникновения правил дорожного движения, формировать навыки переноса полученных знаний в практику, закрепить названия видов транспорта, закрепить в речи слова «водитель», «пешеход», «пассажир», воспитывать культуру поведения, отзывчивость.
Материал: группа оформлена в виде улицы, макет автобуса из стульев, полоски для оформления пешеходного перехода «Зебра», dvd-плеер, телевизор, видеофильм «Азбука безопасности на дороге», клубок ниток, билеты на автобус.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?
В центре города большого
Очень много есть дорог,
И, конечно, важно, чтобы
Перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то
Правила друзья.
Эти правила движенья,
И хожденья, и вожденья
Забывать никак нельзя!
Дети: Стихотворение о правилах дорожного движения.
Воспитатель: А вы, ребята, знаете, как появились правила дорожного движения? Кто их придумал?
Дети: Придумали водители, люди, полицейские.
Воспитатель: Чтобы вы узнали об этом, тетушка Сова пригласила нас к себе на волшебный урок. Поедем к ней? А на чем мы к ней отправимся? Предлагаю вам сыграть в игру «Паутинка». Каждый из вас называет один из видов транспорта и передает клубочек своему соседу, не выпуская при этом нитку.
Дети: На машине, на самолете...
Воспитатель: А какой самый удобный транспорт мы выберем, чтобы нам всем хватило места?
Дети: Автобус.
Воспитатель: А прежде чем сесть в автобус, что мы должны сделать?
Дети: Купить билет.
Воспитатель раздает детям билеты на автобус.
Воспитатель: А в какую дверь мы будем заходить в автобус?
Дети: В первую.
Воспитатель: А кто первый должен заходить в автобус мальчики или девочки?
Дети: Девочки, а мальчики должны пропустить и помочь зайти в автобус.
Воспитатель: Ну, раз вы все знаете тогда можно заходить в автобус.
Дети заходят в импровизированный автобус.
Воспитатель: Вот мы сели с вами в автобус, кем мы с вами стали?
Дети: Пассажирами.
Воспитатель: Правильно, пассажир - это тот, кто едет в транспорте. А кто же управляет автобусом?
Дети: Водитель.
Воспитатель: А каким же должен быть каждый водитель?
Дети: Внимательным, знать, где право и лево, знать все правила дорожного движения.
Воспитатель: А что должно быть у каждого водителя?
Дети: Водительское удостоверение.
Воспитатель: А где же взять это водительское удостоверение?
Дети: Надо сдать экзамены в полиции, а потом выдают удостоверение.
Воспитатель выбирает водителя.
Воспитатель: Отправляемся в поездку, а пока мы едем, давайте вспомним правила поведения пассажира в транспорте. А начинать будем со слова «Нельзя»:
Нельзя шуметь
Нельзя есть мороженое в транспорте
Нельзя мальчикам входить раньше девочек
Нельзя выходить позже девочек
Нельзя не уступать место малышам и старшим
Нельзя ездить без билетов
Нельзя выглядывать из окна транспорта
Нельзя толкаться и т.д.
Воспитатель: Теперь я за вас спокойна и знаю, что вы будете соблюдать все правила пассажира.
Воспитатель: Ребята, мы подъехали с вами к остановке «Школа тетушки Совы», а в какую дверь мы будем выходить?
Дети: Во вторую и третью дверь.
Воспитатель: А кто первым выходит и почему?
Дети: Мальчики, они помогают девочкам выйти их автобуса.
Дети выходят.
Воспитатель: Ребята, а что делать с билетами?
Дети: Выбросить в урну.
Воспитатель: Ребята, мы вышли из автобуса и теперь пойдем по улице, кем мы стали?
Дети: Пешеходами.
Воспитатель: Давайте вспомним главные правила пешехода.
Дети:
быть внимательным
никогда не торопиться, переходя улицу
не играть на дороге
не переходить улицу на красный свет
переходить улицу только на зеленый свет
Воспитатель: А где должны ходить пешеходы по тротуару или по проезжей части?
Дети: По тротуару.
Воспитатель: Посмотрите, дорога. Как нам перейти через дорогу?
Дети: По «зебре», посмотреть налево, направо, по зеленому сигналу светофора.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этом переходе светофора нет, что делать? Можно ли тут переходить дорогу?
Дети: Можно, только нужно быть еще внимательней, посмотреть налево, а потом направо.
Воспитатель: А вот и школа тетушки Совы. Проходите, занимайте места. Сейчас начнет урок. Смотрите и запоминайте.
Видеофильм «Азбука безопасности на дороге» (творческое объединение «Маски»).
Урок из истории правил дорожного движения.
Воспитатель: Что интересного вы узнали? Что вы сегодня запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Теперь я за вас спокойна, вы и в транспорте себя вести умеете, и правила поведения на улице знаете.