Автор: Воронина В.А., воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» (п.г.т. Рощинский).
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить знания детей о зимующих птицах.
Формировать элементарные экологические знания.
Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Воспитанник имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку;
Знающий, каким кормом, и как подкармливать;
Умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность.
Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
Определение темы проекта, цели и задач
Подбор необходимых литературы и наглядных пособий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями
II этап - основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Рекомендации Родителям:
Совместные прогулки с детьми;
Совместно с ребенком сделать кормушки.
Заучить стихотворение о зимних птицах.
Рассмотреть с детьми зимних птиц на иллюстрациях, книгах, журналах.
III этап - заключительный.
Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.
Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Планирование работы по разным видам деятельности
|
|
Дата проведения |
Художественное творчество |
Рисование. Тема: «Синички» Цель: Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками. Лепка. Тема: «Птички на кормушке» Цель: Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Аппликация. Тема: «Снегири на ветке» Цель: Учить передавать особенности строения, окраски снегиря путем силуэтного врезания. |
9.12.14 16.12.14 23.12.14 |
Музыка |
Аудиозапись «Голоса птиц» «Все птички прилетели к нам» В.Кирильчук Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой. Музыкально-танцевальная игра «Прилетели птички-птички невелички» |
В течение недели |
Чтение художественной литературы |
Л.Воронцова «Птичьи кормушки» В.Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чем плачет синичка» О.Григорьева «Синичка» А.Яшин «Покормите птиц зимой» З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот» И.Тургенев «Воробей» М.Горький «Воробьишко», просмотр мультфильма Н.Рубцов «Воробей», «Ворона». Заучивание наизусть стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой». Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах. Отгадывание загадок по теме. |
В течение недели |
|
||
Познание Формирование целостности картины мира |
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелётов. Беседы: «Как живут наши пернатые зимой» «Кто заботится о птицах» «Пользу или вред приносят птицы» «Чем кормить птиц» «Как дети и их родители могут помочь птицам» Наблюдения: Наблюдение за птицами на кормушке. Наблюдение за синичками. Наблюдение за воробьями. Наблюдение за вороной. Наблюдение за голубями. Наблюдение за птичьими следами на снегу. |
8.12.14 В течение недели В течение недели |
Игровая деятельность |
Дидактические игры: «Прилетели птицы-голуби, синицы». «Один-много». «Назови ласково». «Четвёртый лишний». «Счёт птиц». «Кто что ест». «Узнай по описанию». Разрезные картинки. Домино - «Птицы». Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор» Театрализованная игра: «Где обедал воробей» Подвижные игры: «Снегири» «Воробушки и автомобиль» «Зимующие и перелётные птицы» «Собачка и воробей» «Вороны» «Воробушки и кот» |
В течение недели |
Работа с родителями |
Консультации: «Как и из чего можно сделать кормушки» «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе» «Воспитание у детей любви к природе» Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц. Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях. Просмотр мультфильмов. Беседы с детьми по теме. Заучить с детьми стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой» |
В течение всего проекта |
Использованная литература:
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России».
Г.В.Лаптева «Развивающие прогулки для детей».
И.В.Кравченко «Прогулки в детском саду»
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?».
В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Приложение. Родители вместе с детьми смастерили кормушки для птиц