Автор: Григорьева Ирина Юрьевна, воспитатель первой категории ГБОУ Школа №1883 «Бутово» ДО №5 (г. Москва).
Срок реализации: Долгосрочный (2 месяца).
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Там, где движутся машины,
Люди не должны ходить.
Потому, что очень просто под машину угодить.
На улице такое место проезжей частью называется,
И по проезжей части людям
Ходить строжайше запрещается!
Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся ярких, разнообразных автомобилей, автобусов, мотоциклов и т. д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.
Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.
Велика воспитательная роль дошкольных учреждений. Здесь дети «учатся» читать сигналы светофора, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Все эти требования отражены в программе, по которой работает учреждение. Поэтому детям в подготовительной группе необходимо повысить уровень знаний о поведении на проезжей части. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная систематическая работа: беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, мастер - классы, по совместному изготовлению атрибутов. Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения. Поэтому, возникла необходимость создания проекта «Маленькие пешеходы большого города».
В основу составления проектной деятельности был заложен алгоритм:
1. Первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о ПДД, знаках и т.д. через беседу, прослушивание аудио материала.
2. Обогащение знаний детей через чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео материала.
3. Уточнение знаний детей через дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные музыкально-ритмические игры, опытно-экспериментальную деятельность, ТРИЗ.
4. Закрепление знаний детей в непосредственно - образовательной деятельности.
5. Мониторинг усвоенных знаний, умений, навыков в ходе наблюдения за детьми в свободной игре, самостоятельной деятельности, в организованной деятельности.
Цель: закрепить знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Задачи:
Закрепить знания детей в выполнении элементарных навыков поведения на дороге.
Побуждать использовать изученные Правила дорожного движения на практике.
Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках, работе инспектора ГИБДД.
Закреплять знания детей о специальном транспорте.
Развивать волевые качества: целеустремленность, выдержку, силу, желание побеждать и сопереживать.
Обогащать и активизировать словарь детей за счет новых слов.
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи; бережное отношение к здоровью других детей.
Повышать компетентность родителей по вопросам, касающихся правил дорожного движения.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
Пополнять предметно – развивающую среду по вопросам безопасности.
Предполагаемый результат:
Понимают важность соблюдения правил дорожного движения.
Имеют богатый словарный запас.
Имеют представления о различных видах транспорта, о движении транспорта.
Проявляют интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх; к книгам, к рассматриванию иллюстраций.
Интересуются знаками дорожного движения.
С интересом слушают новые сказки, стихи, рассказы, участвует в обсуждениях.
Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; после просмотра мультфильмов.
Устанавливают связи между ситуацией и правилами, делают выводы.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители (законные представители), воспитатель, заместитель заведующего по воспитательной работе, руководитель физического воспитания и музыкальный руководитель.
Необходимое оборудование.
Литературный ряд:
- Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор».
- Житков Б. «Светофор».
- Тарутин О. «Для чего нам светофор».
- Калинина Н. «Как ребята переходили улицу».
- Усачев А. «Домик у перехода».
- Михалков С. «Шагая осторожно».
- картотека стихов и загадок по ПДД.
Демонстрационный ряд:
- «Учим дорожные знаки» г. Киров 2008 год.
- «Правила дорожного движения» СПб, ООО «Новое поколение»2011год.
- «Дорожные знаки, играя, учись» СПб, «Дрофа» 2001 год.
- «Азбука безопасности». Киров 2010 од.
- «Дорожные знаки» дидактические карточки, ООО «Маленький Гений – Пресс».
- «Внимание дорога», г. Киров 2004 год.
- «Твоя безопасность на улице», Москва «Просвещение» 2001 год.
- «Безопасность на дороге», СПб «Детство – Пресс» 2004 год.
- «Лото пешехода» Москва «Парус» 2007 год.
- дидактические игры, фотоматериалы, схемы, алгоритмы.
Аудиоряд: Серия обучающего аудиоматериала для детей по ПДД «Сейчас разовьюсь»:
Кто придумал велосипед.
Почему красный цвет означает.
Почему жезл черно-белый.
Кто придумал светофор.
Почему человека без билета называют зайцем.
Видео ряд:
- Обучающее видео «Правила поведение на проезжей части» видеостудия «Баюн» 2010 год.
- Обучающее видео «Уроки тетушки Совы» студия «Маски» 2011 год.
- Видео презентация «Движение пешеходов по улицам и дорогам».
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный (2 недели)
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Цель |
Участники |
1 |
Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект» |
Корректировка плана проекта по результатам беседы. |
воспитатель, зам.зав. по В.Р., родители |
2 |
Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий |
Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о ПДД. |
воспитатель, зам.зав. по В.Р, родители |
3 |
Подбор упражнений зарядки в стихах, упражнений самомассажа, изготовление картотек |
Закрепление знаний детей о ПДД, активизация речи детей. |
воспитатель, зам. зав. по В.Р, муз.рук. |
4 |
Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме. |
Расширение знаний детей по данному вопросу |
воспитатель, зам.зав. по В.Р, родители |
5 |
Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов |
Повышение эффективности обучения, облегчение усвоения и осознания материала. |
воспитатель, зам.зав. по В.Р, родители |
6 |
Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия |
Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий |
воспитатель, зам.зав. по В.Р, родители |
7 |
Подбор материала для информационного стенда «Безопасность на дороге» |
Обогащение знаний родителей. |
воспитатель, зам.зав. по В.Р |
8 |
Подбор и выбор мониторинга по теме проекта |
Выявление знаний детей по данной теме |
воспитатель, зам.зав. по В.Р |
2 этап – основной (5 недель)
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Цель |
Работа с детьми |
||
1 |
Проведение мониторинга |
Определение уровня знаний детей по данной теме |
Образовательная область «Безопасность» |
||
2 |
Беседы: «Правила дорожного движения», «Машины на нашей улице» |
Закрепить знания о видах транспорта и соблюдении ими ПДД. |
3 |
Презентация: - «Какие виды транспорта мы знаем?», - «Дорожные символика и их значение», - «Внимание дорожные знаки». |
Закрепление основных знаний о проезжей части улиц, научить детей различать дорожные знаки. |
4 |
Просмотр видеофильма: «Уроки тетушки Совы». |
Обогащение знаний детей о истории ПДД, поведении на дороге. Закрепление знаний по ПДД. |
5 |
- Экскурсия по городу. - Знаки нашего города - Инспектор ГИБДД. - Перекресток |
Уточнение и закрепление знаний детей о знаках в городе, о видах перекрестков |
6 |
НОД безопасность/познание/коммуникация: «Внимание проезжая часть …» |
Закрепление полученных знаний о правилах поведения на дороге. |
Образовательная область «Здоровье» |
||
7 |
Утренняя гимнастика - «Светофор» |
Повышение двигательной активности. |
8 |
Массаж «Машины и светофор» |
Ознакомление с упражнениями, укрепляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний |
Образовательная область «Физическая культура» |
||
9 |
Подвижные игры: - «Кто быстрее» - «Не задень» - «Веселый поезд» - «Правила на дороге». - «Посмотри по сторонам» - «Внимание светофор» - «Пешеходы» - «Какие бывают машины». |
Повышение двигательной активности. Обогащение двигательного опыта детей. |
10 |
Эстафета «Дорожка со знаками», «Я – водитель» |
Развитие координации движений и ориентировки в пространстве. |
Образовательная область «Социализация» |
||
11 |
Сюжетно-ролевые игры: - Сюжетно – ролевая игра «Автобус». - «Я пешеход». - «Инспектор ГБДД». |
Формирование умений взаимодействовать в сюжетах с двумя (тремя) действующими лицами (пешеход, машина, автоинспектор). |
Образовательная область «Труд» |
||
12 |
Беседа: «Мой папа водитель» |
Расширение и обогащение представлений о работе водителя. Воспитание уважения к людям данной профессии. |
13 |
Встреча с интересными людьми: «Инспектор ГИБДД» |
Показать значимость данной профессии для общества. |
14 |
НОД (ручной труд) «Светофор» |
Закрепление строения светофора. |
Образовательная область «Познание» |
||
15 |
ТРИЗ: - «Хорошо или плохо?!», - «Функции объекта», - «Как это называется?», - «Что надо знать», - «Научи меня» |
Формирование умения выделять и выполнять функции объекта. |
16 |
НОД (познание) «Опасная дорога». |
Дать понимание того, что во дворах может таиться опасность (дорога) |
17 |
Серия опытов: - «Определи по цвету» - «Слышу, не слышу» |
Формирование познавательного интереса, развитие мыслительной деятельности и внимания. |
Образовательная область «Коммуникация» |
||
18 |
Беседы: - «Я и дорога» - «Зачем нужны дорожные знаки?» - «Называем правильно» |
Совершенствование диалогической формы речи. Закрепление знаний о дорожных знаках и их значение на дороге. |
19 |
Рассматривание картины: «Улица моего города» |
Развитие построения высказывания. Помогать более точно характеризовать объект, ситуацию. |
20 |
Дидактические игры: - «Чего не хватает?» - «Подбери правильно» - «Что это за знак?» - «Виды транспорта?» |
Освоение детьми форм речевого этикета. Закрепление знаний по ПДД. |
Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
||
21 |
Чтение художественной литературы: - Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор». - Житков Б. «Светофор». - Тарутин О. «Для чего нам светофор». - Калинина Н. «Как ребята переходили улицу». - Усачев А. «Домик у перехода». |
Побуждение детей интересоваться смыслом новых слов. Расширение знаний детей о правилах ПДД. Обогащение словаря детей за счет новых слов. |
22 |
Отгадывание загадок: загадки «ПДД» |
Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием. |
23 |
Разучивание стихотворения «Михалкова С. «Шагая осторожно». |
Тренировка долговременной памяти. Закрепление знаний детей о правилах поведения на дороге. Активизация речи детей. |
Образовательная область «Художественное творчество» |
||
24 |
НОД (рисование) «Мой город» |
Закрепление знаний о нахождении знаков на дороге. |
25 |
НОД (лепка) «Транспорт» |
Закрепление навыков лепки |
26 |
НОД (аппликация) «Проезжая часть» |
Закреплять умение соблюдать пропорции предметов |
Образовательная область «Музыка» |
||
27 |
Звуки: - тормоза машины - движение автотранспорта - свисток инспектора - звук сирены |
Развитие слухового внимания. |
28 |
Игры - этюды: пешеход на дороге |
Развитие навыков выразительной передачи образа. |
Работа с родителями (законными представителями) |
||
1 |
Оформление информационного стенда «Безопасность на дороге»: - Внимание – дорога! - Дети в автомобиле! - Дети в городе! |
Информирование родителей по ПДД |
2 |
Круглый стол «Маленький пешеход» |
Показать родителям, что они пример для своих детей в выполнении правил дорожного движения. |
3 |
Выпуск книжки «Маленькие пешеходы большого города» |
Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности. |
3 этап – итоговый (1 неделя)
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Цель |
Ответственный |
1 |
Спортивное развлечение: «Маленькие пешеходы большого города» |
Закрепление полученных знаний, получение положительных эмоций. |
рук.физ.воспитания, зам.зав. по В.Р., воспитатель |
2 |
Проведение итогового мониторинга |
Определение уровня знаний детей по данной теме, постановка задач на перспективу. |
воспитатель |
Обработка материала |
Систематизация материала. |
воспитатель, зам.зав. по В.Р. |
|
3 |
Оформление презентации. Выступление на педсовете. |
Распространение опыта работы по данной теме. |
воспитатель, зам.зав. по В.Р. |
Анализ проектной деятельности и мониторинга.
Работа по внедрению проектной деятельности «Маленькие пешеходы большого города» была начата после проведения мониторинга.
Анализ мониторинга показал разделы, по которым знания детей данной группы были недостаточны. Так же с помощью мониторинга были выявлены дети, которым необходимы индивидуальная работа, более длительное время для усвоения материала.
Реализовывая поставленные задачи, мы планировали добиться повышение уровня знаний дошкольников о ПДД, осознанного отношения к значимости соблюдения правил дорожного движения.
Детей увлёк процесс совместной деятельности, и они постоянно проявляли желание узнать больше материала по данной теме.
Мониторинг по проектной деятельности показал:
Уровень развития |
На начало проектной деятельности |
По итогам проектной деятельности |
||
человек |
% |
человек |
% |
|
Соответствует возрасту |
5 |
21 |
16 |
70 |
Отдельные компоненты не развиты |
16 |
70 |
7 |
30 |
Большинство компонентов не достаточно развиты |
2 |
9 |
- |
- |
На основе полученных данных был составлен график:
График наглядно показывает положительную динамику усвоения детьми материалов по проектной деятельности.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что эффективное формирование знаний дошкольника путём использования в работе современных образовательных, оздоровительных и информационных технологий, поэтапного подхода к образованию дошкольника, использования нетрадиционных форм и методов позволяет повысить интерес ребенка к теме проекта. Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, свободной и организованной деятельности, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. А проектная деятельность позволяет интегрировать данную тему через все образовательные области.
Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого педагога. Сформированные в детстве навыки безопасного поведения на дороге сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен в сложных ситуациях, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.
Учебно - методическое обеспечение
методические пособия:
Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб: Пресс, 2009.
Дреер С.С., А.Н. Потыкан «Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5 – 7 лет», «Учитель», 2010г
Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей», Москва, Творческий центр «Сфера», 2004г
Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. М. : 2008г.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию», Москва, «Просвещение», 1997г
Фирилева Ж.Е. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей», Детство-пресс, 2007г
Т. А. Шорыгина. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : 2006г.
«Здоровый дошкольник». Авторы составители: С.В. Лободина. Д.Ф.Алексеева, Санкт – Петербург, ЛОИРО, 2000г.
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, мозаика-синтез, 2010г
наглядно-дидактические пособия:
1. «Учим дорожные знаки» г. Киров 2008 год.
2. «Правила дорожного движения» СПб, ООО «Новое поколение»2011год.
3. «Дорожные знаки, играя, учись» СПб, «Дрофа» 2001 год.
4. «Азбука безопасности» . Киров 2010 од.
5. «Дорожные знаки» дидактические карточки, ООО «Маленький Гений – Пресс».
6. « Внимание дорога», г. Киров 2004 год.
7. «Твоя безопасность на улице», Москва «Просвещение» 2001 год.
8. «Безопасность на дороге», СПб «Детство – Пресс» 2004 год.
Видео ряд:
- Обучающее видео «Правила поведение на проезжей части» видеостудия «Баюн» 2010 год.
- Обучающее видео «Уроки тетушки Совы» студия «Маски» 2011 год.