Автор: Перфильева Валентина Адамовна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «НШДС» (г.Усть-Илимск, Иркутская область).
Актуальность проекта:
В новом Федеральном государственном образованном стандарте начального общего образования уделено особое внимание проектной деятельности младших школьников. Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества, зреет в сердцах наших детей, как наивысший уровень гражданского самосознания - патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
Вид проекта: социальный, познавательно – исследовательский, детско - взрослый, коллективный, долгосрочный.
Объект проекта: процесс организации изучения малой родины, как познание младшими школьниками себя полноценной личностью в современном обществе.
Предмет проекта: дидактические и методические условия организации обучающихся по изучению своей малой родины.
Обоснование выбора темы проекта (проблемы):
1.Отсутствие доступной информации по истории своего края.
2.Обучающиеся не умеют открывать знания путём поиска.
3.Слабое умение представить окружающим полученные знания.
Гипотеза: Если я, воспитывая учеников, буду развивать поисковые навыки, создавая условия для освоения навыков исследовательской и проектной деятельности, буду формировать чувства сопричастности к родному краю, то это будет лучшей подготовкой к социально – активной жизненной позиции младших школьников в будущем.
Цели проекта:
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование у обучающихся чувства сопричастности к родному городу.
Задачи:
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
Расширить кругозор обучающихся путём формирования знаний и представлений о жизни города Усть-Илимска и его природном окружении.
Создать образное представление об истории, этнокультурном своеобразии родного города.
Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к исследовательской деятельности, к словотворчеству, к изобразительной деятельности.
Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Воспитывать чувства гордости и любви к родному городу Усть-Илимску.
Воспитывать у обучающихся деятельную любовь к природе родного края.
Участники проекта: обучающиеся 1 класса МБОУ «Начальная школа - Детский сад», родители учеников.
Время реализации проекта: октябрь 2013 года - май 2014 года.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
Новизна проекта: создание новой образовательной среды и развития собственной преобразующей деятельности младших школьников, направленной на обеспечение целенаправленного формирование знаний о родном городе.
Материально – техническое обеспечение проекта:
Для реализации проекта используются следующие средства:
1. ИКТ (электронные, бумажные носители).
2. Наглядность (иллюстрации, картины, фото).
3. Фотоматериалы.
4. Экскурсии (детская городская библиотека «Первоцвет», библиотека искусств, достопримечательности, улицы города, транспорт города).
5. Исследование, поиск.
6. Привлечение родителей к проекту.
7. Связь с социумом.
Форма продуктов проектной деятельности:
выставки рисунков, фотографий по теме «Мой город»;
макет «Уголок моей малой родины»;
детская энциклопедии «Достопримечательности города Усть-Илимска;
книжка-малышка «Забота о пернатых»;
презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть – Илимск – моя судьба».
Информационно-техническое оснащение: детская библиотека «Первоцвет», школьная библиотека, библиотека искусств, картинная галерея, Интернет.
Ожидаемые результаты:
Для обучающихся:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
.Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта:
1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Исследовательская деятельность;
- Поисковая деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Данный проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников «Усть – Илимск – моя судьба».
Этапы реализации:
1 этап. Подготовительный. Октябрь - ноябрь 2013г.
- Изучение уровня представлений по теме.
- Опрос родителей «Какие мероприятия могут способствовать воспитанию любви к своей малой Родине?»
- Анкетирование детей по выявлению знаний о своей малой Родине.
- Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.
- Подготовка консультаций для родителей по теме.
- Подбор информации, художественной, методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, видеоматериалов, фотографий.
2 этап. Реализация проекта. Декабрь 2013г.- май 2014г.
Тематическое планирование
Сроки |
Тема раздела |
Деятельность детей |
Продукт проектной деятельности |
Деятельность родителей |
Декабрь 2013г. |
«Улицы моего города» |
Диагностика «Рукавичка» Прогулки и экскурсии по улицам родного города. Исследование улицы школы. |
Макет «Улица, на которой стоит наша школа» Создание банка данных «Улицы моего города» |
- Знакомство с памяткой по проектной деятельности. - Оказание помощи в поиске информации об улицах города. |
Январь 2014г. |
«Моя малая родина- Усть –Илимск» |
Мой город Усть-Илимск (расположение на карте), герб города, флаг - тематическое занятие. Презентация «Улицы города Усть-Илимска». «Памятники моего города» |
Выставка рисунков «Мой город» Оформление папки «Символика города» Энциклопедия «Достопримечательности города Усть -Илимска» |
- Помощь в подготовке сообщения о символике и достопримечательностях города. |
Февраль, март, апрель 2014г. |
«Мы и природа» |
Исследов-я деятельность «Птицы нашего микрорайона»: - анкетирование «Знание о зимующих птицах» - конкурс кормушек - презентация «Покормите птиц зимой» - создание столовой для птиц Акции: - «Поможем зимующим птицам» - «Крошка» |
Книжка – малышка «Забота о пернатых». В папиной мастерской «Кормушка для птиц». Оформленный результат наблюдений «Столовая для птиц» Листовки – призывы. Правила подкормки птиц. |
- Помощь в подборе занимательного материала о птицах. - Оказание помощи детям в подготовке сообщений о птицах. - Изготовление кормушек. - Участие в конкурсе кормушек. - Участие в акциях. |
Май 2014г. |
«Истории героев ВОВ, живущих в родном городе» |
Беседа «О том, что дорого и свято». Презентация «Этот День Победы». Творческая работа «Расскажи о своём герое». Возложение цветов к памятнику современных героев и «Три звезды». |
«Из семейного архива» - воспоминания о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Сборник стихов, сочинений «Расскажи о своём герое» Выставка семейной реликвии «Дедушкины ордена и медали». |
- Участие в анкетировании «Отношение ребёнка к проектной деятельности» - Совместное сочинение стихов, придумывание рассказов. Участие в выставке. - Участие в экскурсии к памятникам. |
3 этап. Заключительный.
Конец мая 2014г. |
Презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть-Илимск-моя судьба» |
Защита проекта. |
Результаты защиты. |
Совместное обсуждение идей с педагогом по созданию презентации. |
Список литературы:
Александрова Ю.Н. «Юный эколог» - изд. «Учитель», 2010г.
Бубнов А.С. «Илимская пашня. Время перемен» - Братск, 2000г.
Буевич Л.П.«Знатоки родного города» - ж/л «Начальная школа» №5 – 1998г.
Зайцева Л.И. «Опыт объединения учителей краеведов» - ж/л «Начальная школа» №5-1998г.
Ивашина Н. «Память моя как набат» - г. Усть – Илимск, 2002г.
Косина Г.М. «Открытие мира ребёнком» - А., 1992г.
Лященко Е.А. «Школа юного краеведа» - изд. «Учитель», 2007г.
Перфильев В.П. «Память, стой, замри – это надо…» - г. Усть –Илимск, 2005г.
Перфильев В.П. «Судьбы, опалённые войной» - г. Усть – Илимск, 2005г.
Руднянская Е.И. «Экскурсии в природу» - изд. «Учитель», 2007г.