Поиск по сайту

Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область)

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца»

К.Паустовский

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Актуальность:

Во все времена любовь к Родине и патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утратились традиции патриотического сознания. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить настоящего защитника Отечества, то теперь приоритеты изменились.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями в том, что касается данного вопроса. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому, своим историческим корням. К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Гипотеза:

Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, совместно с родителями, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).

Цель проекта: способствовать формированию у детей патриотических чувств к земле русской, Родине, воинам, ее защищающим.

Задачи проекта:

- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;

- развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;

- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Этапы реализации проекта:

Этап 1 – подготовительный;

Этап 2 – основной;

Этап 3 – заключительный.

Продолжительность проекта: две недели (с 17 по 28 февраля).

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги детского сада.

Ожидаемый результат:

- формирование у детей чувства любви к Родине, уважения к защитникам Отечества;

- повышение у детей уровня знаний о Российской Армии;

- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;

- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

1. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.

3. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

4. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.

Основной этап

Познавательно-речевая деятельность:

Мероприятие

Задачи

Материал

Интегрированное занятие «Защитники Отечества», конструирование «Буденовка».

- Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

- Обогащение речи признаками предметов, синонимами.

Изображения представителей различных родов войск России и военной техники, игрушки или изображения танка, самолета, вертолета, парашюта, кавалериста с шашкой, воина в кольчуге с щитом и булавой на коне, воина-казака, собаки, корабля, бескозырки, шлема.

Предметные картинки воинов различных родов войск России.

Презентация «Вооруженные силы – защитники Отечества».

Занятие

«Мое Отечество – Россия»

- Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней.

- Развитие долговременной памяти и мышления.

Репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Три богатыря», из цикла «Осень», «Весна». Записи песен о Родине («Катюша»). Презентация «Моя Родина – Россия».

Общение педагога с детьми «Рассказы о родных и близких, которые служили в армии»

- Побуждать к активному диалогу, пополнять словарный запас, развивать умение связно рассказывать о своих близких.

Фотографии родных и близких в военной форме.

Иллюстрации, фотографии военной службы, принятия присяги.

Фотовыставка «Мой папа в армии».

Беседа «Памятники героям, защищающим Донской край»

- Развивать познавательную активность.

- Формировать эмоциональное восприятие казака – защитника Отечества.

- Воспитывать чувство гордости за героев-земляков.

Рассматривание альбома скульптурных сооружений, посвященных героям-защитникам (памятники летчикам-авиаторам, Неизвестному солдату, «вечный» огонь и др.).

Пояснительная информация к ним.

Игра «Русь, Россия, Родина моя»

- Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе.

- Систематизировать знания о символике государства и разновидностях войск.

Книги, картины, атлас Ростовской области, открытки, российский флаг, герб. Папка «Настоящее и прошлое».

Музыкальные произведения патриотического характера (гимн).

«Путешествие по реке времени» (рассматривание иллюстраций, чтение книг об армии, гусарах, богатырях)

- Пополнять знания об армии.

- Поддерживать активный интерес к книге, развивать умение эмоционально откликаться на прочитанное.

- Развивать творческие способности детей, подталкивать к сочинительству.

Карта-путешествие «Река времени», иллюстрирующая российскую историю. Выставка книг «Маленькие книги о войне»:

- «Богатыри земли русской»;

- «Слава герою-бойцу»;

- А.М. Митяев «Почему армия всем родная»;

- Л. Кассиль «Твои защитники»;

- Ю. Яковлев «Семеро солдатиков»;

- М.Ю. Лермонтов «Бородино»;

- Ю. Коваль «Алый» и другие.

«Казаком быть – Родине служить» (заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат)

- Вызвать интерес к мудрости русского народа, помочь понять или самому объяснить значение некоторых из них.

- Познакомить с пословицами великого русского полководца А.В. Суворова, казачьими пословицами, фольклором военных лет нашего времени.

Фотография А.В. Суворова, его пословицы: «Славу свою добывай в бою», «Один в поле не воин», «Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит», «Тяжело в учении – легко в бою», «Друг за друга стой и выиграешь бой».

Буклеты (выпуск №2, №3).

Пословицы о казаках:

Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Казак в бою, как орёл в небе.

Художественно-эстетическая деятельность:

Мероприятие

Задачи

Материал

Лепка «Наша армия родная»

- Учить умению передавать образ военного: летчик, пограничник, танкист, зенитчик, парашютист и др.

- Учить передавать в образе характерные черты, показывая особенности одежды (погоны, ремень, фуражка и т.д.), дополнять детали (оружие, собака для пограничника и др.).

- Упражнять в применении разнообразных технических приемов.

Пластилин, иллюстрации военных и военной техники.

Оформление выставки «Я военный скульптор».

Экскурсия детей младшей группы с экскурсоводом.

Рисование «Защитники земли русской»

Стенгазета- поздравление «С днем защитников Отечества»

- Учить: самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения; добиваться точного соблюдения пропорций и выразительности позы.

- Учить умению выбирать цветовое решение для передачи выразительности образа.

- Доставить радость папам своей газетой.

- Воспитывать уважение к защитникам, охраняющим мир.

Трафареты, силуэты для обведения по контуру простым карандашом. Книги для срисовывания, фотографии, картина В.М. Васнецова «Три богатыря», сказка «Никита Кожемяка», гусары из книг М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Богатырская застава».

Изготовление коллажа из рисунков.

Стенгазета «Поздравляем защитников Отечества»

Аппликация «Маленький солдат (моряк)» (используется способ обрывания)

- Развивать творчество, инициативу.

- Упражнять в умении отражать определенную взаимосвязь предметов, композиционно располагать аппликацию.

- Развивать мелкую моторику рук.

Трафареты солдата и моряка. Фотографии, картинки воинов для сравнения.

Выставка детского рисунка «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы»

Конструирование «Скакал казак через долину» (лошадка), «Самолёт-стрела», «Голубь мира», «Буденовка» (используется способ оригами). «Самолеты и танки» (из спичечных коробков).

«Я – защитник» (подарок папе)

- Продолжать учить складывать бумагу в различных направлениях, делая четкие линии сгиба, создавать предмет.

- Учить работать с бумагой при оклеивании коробка.

- Развивать моторику рук, умение самостоятельно делать различные поделки.

- Учить работать с плотным картоном, сгибать его по намеченным линиям, складывать в конус.

- Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к отцу, вызвать желание порадовать его подарком.

Карты-схемы для изготовления предметов способом оригами.

Трафарет голубя.

Оформление предметно-развивающей среды (для поддувания и сюжетно-ролевых игр).

Цветной картон; трафареты; фотографии-образцы воинов различных родов войск (солдат, моряк, десантник, танкист, пехотинец, санитарка); фломастеры.

Ручной труд

«Кораблик» (панно из лоскутков ткани)

- Развивать умение работы с тканью, способность подбирать цвет и фактуру в зависимости от создаваемого образа.

Трафареты: парусник, корабль, подводная лодка, крейсер, эсминец.

Оформление предметно-развивающей среды.

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры

«Мы военные», «Разведчики», «Скорая помощь».

- Развивать умение самостоятельно договариваться об общем игровом замысле, создавать игровую обстановку с учетом темы и воображаемой ситуации.

- Воспитывать положительные черты характера, учить взаимопомощи.

Создание развивающей среды, побуждающей к игре на военную тематику: игрушки военной техники, солдатики, бинокль, штурвал, обмундирование (пилотки, бескозырки, фуражки, карта, флажки и т.д.).

Игры с конструированием

«Военная техника», «Военный полигон»

- Развивать умение применять полученные знания при создании разнообразных построек военной техники.

- Учить придавать формам устойчивость.

Схемы построек, фотографии, модели.

Театрализованные игры

«Как Степашка в армию собирался», «Все мы моряки»,

«Справедливый папа»

- Формировать сознание необходимости защищать Отечество.

- Учить отображать положительные черты характера.

Кукольный театр, герои «Спокойной ночи малыши», костюм Степашки в военной форме с фуражкой.

Дидактические игры

 «Один – много»,

«Кто служит в армии?»,

«Солдат какой?»,

«Что делают?»,

«Кому что нужно?»,

«Четвертый лишний»,

«Какое слово не подходит?»,

«Сосчитай до пяти»,

«Объясни словечко»,

«Угадай форму солдата»,

«Найди отличия»,

«Найди ошибки художника».

Игры-головоломки, лабиринты, игры на смекалку.

- Учить сознательно принимать игровую задачу.

- Активизировать словарь (прилагательные, глаголы).

- Учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже.

- Учить образовывать относительные прилагательные.

- Развивать логическое мышление и сообразительность.

Настольные игры, иллюстрации, открытки, лабиринты, игры на смекалку.

Игры-головоломки «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Занимай-ка».

Презентация «Защитники Отечества» (дидактическая игра «Четвертый лишний»).

Пальчиковые игры

«Бойцы-молодцы», «Дружные пальчики», «Я самый сильный» (с эспандером), «Танкист», «Парашютист».

«Бумажные бои», «Сверни из проволоки силуэт», «Намотай на катушку или на палец».

- Развивать мелкую моторику, силу рук.

- Учить умению с помощью рук, жестов и телодвижений изображать военных, не включая «словесный» поток.

- Учить скатывать руками шарики из бумаги, бросать в цель, укреплять силу пальцев рук.

Эспандеры, бумага для скатывания в шарики, проволока, клубки ниток.

Логоритмика

«Сигнальщики», «Стойкий оловянный солдатик», «Пограничники».

- Развивать общую моторику.

- Учить координации речи с движениями.

Светофор, четыре флажка разного цвета – красный, желтый, зеленый, фиолетовый.

Психогимнастика

«Разведчики», «Замри!».

- Развивать наблюдательность.

- Учить преодолевать двигательный автоматизм.

Магнитофон, аудиозапись музыки различного характера.

Релаксация

«Замри-отомри», «Капитан и корабль»,

«Шторм – штиль»,

«Плаваем на облаках».

- Развивать умение напрягаться и расслабляться.

Музыка для релаксации «Плаваем на облаках».

Тренинги

«Контакты с незнакомыми людьми», «Нарисуй, чего ты боишься».

- Учить вести себя с незнакомыми людьми на улице.

- Учить справляться со своими страхами.

Иллюстрации различных ситуаций, демонстрационный материал «Как себя вести с незнакомцем», листы бумаги, карандаши или фломастеры.

Работа с родителями

Мероприятие

Задачи

Акция «Семейный досуг без телевизора» (совместные поделки на военную тематику ребенка с родителями)

- Объединить родителей и детей на коллективной забаве.

- Привлечь пап к играм с детьми.

- Дать почувствовать детям и родителям теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком.

- Формировать сплочённость семей группы.

«20 веселых игр в выходные и праздничные дни».

Рекомендации в родительский уголок

- Способствовать общему просвещению родителей.

- Знакомить с играми в выходные и праздничные дни.

Выставка детского творчества «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы»

- Показать результаты детского творчества.

- Доставить радость детям.

Заключительный этап

Праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Защитники земли русской»

- Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

«Чай с вареньем, чай с печеньем и с хорошим настроеньем» – праздничный стол для девочек и мальчиков группы.

- Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей.

Оформление стенгазеты «23 февраля»

Презентация видео-проекта «Защитники Отечества»

Выводы:

В ходе реализации проекта достигнута главная цель: родители вовлечены в активную деятельность по формированию у детей патриотических чувств, повысилась их заинтересованность в развитии чувства патриотизма в семье; у детей расширилось представление о Российской Армии, появилось желание подражать военным, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.

Проект способствовал формированию активной нравственной позиции по отношению к Российской Армии как у воспитанников, так и у взрослых. В целях выявления осведомленности родителей о патриотическом воспитании, необходимости его формирования в детях было проведено анкетирование среди родителей. По результатам проведенной работы выяснили, что родители считают патриотическое воспитание достаточно актуальным.

Перспектива:

Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить