Поиск по сайту

Автор: Чеботарева Анна Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ детский сад № 73 (г. Москва).

Данная тема разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей является одним из приоритетных направлений.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболеваний. Такое благополучие, в свою очередь, обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырех основных критериях:

Уровень физиологических систем организма;

Уровень физического развития и его гармоничность;

Степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;

Отсутствие заболеваний в момент обследования.

Процесс развития детского организма - это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому, более высокому уровню организации всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных факторов: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:

Незавершенностью морфофункционального развития всех физических систем;

Непрерывностью процесса роста, развития и дифференцировки органов и тканей;

Меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;

Высокой степенью реактивности организма на внешнее воздействие;

Непрерывностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;

Гетерохронностью (разные сроки) созревания различных функциональных систем, органов и тканей.

Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребенка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3-4 года, 6-7 лет. В эти периоды жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Но главным препятствием является, по моему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Осознавая важность поставленной проблемы, нами был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Выявлены положительные тенденции, а именно:

- с детьми проводятся занятия по валеологии и ОБЖ;

- осуществляется методическое обеспечение этих занятий;

Однако обозначилось проблемное поле:

- необходимость приведения познавательных занятий в систему;

- необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую;

- поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

- поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;

- расширение объема содержания занятий.

В результате исследовательской деятельности по проблемному полю была определена цель работы: разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.

Этапы работы:

1) выявление цели, постановка задач;

2) определение программно-методического обеспечения с целью расширения объема содержания;

3) изменение, подбор эффективных методов и приемов для реализации цели.

4) организовать сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка.

Был составлен перспективный план мероприятий для решения этих задач, определены формы и методы работы. Работа над темой «Занятия познавательного цикла с детьми по формированию здорового образа жизни» велась как часть системы физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.

В старшем дошкольном возрасте еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.

Тематика занятий: «Чудо – нос», «Чей нос лучше», «Эти ушастые животные», «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!» и др.

Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, «круглые столы», викторины, игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Более глубокое и точное представление формируется у детей, если знания они получают через цикл последовательных занятий  - цикл занятий «Волшебное зеркало»). Некоторые циклы познавательных занятий были разработаны педагогами детского сада, некоторые заимствованы из методического пособия М. Ю. Картушиной "Быть здоровыми хотим".

Занятия проводятся в игровой форме, на протяжении всего цикла к детям на занятия приходит один и тот же персонаж, каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие - постоянное наблюдение за самочувствием детей, позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия используются различные динамических и оздоровительных пауз, пальчиковых игр.

Занятия - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями. Желательно проводить занятие или несколько занятий, объединенных одной большой тематической игрой или путешествием.

На занятиях широко используются художественные произведения - литературные, изобразительные, анимационные. Например, стихи для малышей Н.Пикулевой и М.Дружининой, «Мойдодыр» К.Чуковского с иллюстрациями В.Конашевича, книги Г.Юдина «Главное чудо света» и М.Москвиной «Приключения Олимпионика», «Неболейка» И.Соковня и «Румяные щечки» С.Прокофьевой.

Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.

Положительное воздействие на детей в рамках воспитательно-образовательного процесса оказывает музыкально - звуковое окружение, как в качестве звукового фона, так и на занятиях для развития творческой, когнитивной, деятельностной сторон личности ребенка. Правильно организованная музыкально - звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности.

Для того чтобы определить влияние циклов познавательных занятий на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью, использовались опросы детей до и после проведения циклов занятий. Сделать их привлекательными для детей позволяет использование таких форм, как викторины, КВН, «Звездный час» Игры и занятия познавательного цикла носят рекомендательный характер. Они используются как дополнение к занятиям по познавательной деятельности, игровые программы по ним проводятся как развлечения.

Для реализации поставленных целей и задач по формированию здорового образа жизни в детском саду, как форма организации образовательного пространства, используется проектный метод. Его особенностью является интеграция или взаимопроникновение разных разделов программы: физического и музыкального развития; театральной, игровой и изобразительной деятельности. Это позволяет осуществить сотрудничество специалистов при решении задачи формирования здорового образа жизни у детей. Серия занятий объединена основной проблемой.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Анкетирование родителей показало, что, хотя все родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок.

Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с работой, которая проводится в детском саду по формированию здорового образа жизни у детей.

Полученные детьми на занятиях знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни. Необходим также положительный пример взрослых, окружающих детей и, в первую очередь родителей. Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в нашем дошкольном учреждении придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывая семье практическую помощь.

Особой формой наглядной пропаганды здоровье сохранения детей среди родителей являются валеологические газеты. Газета должна привлекать внимание родителей, поэтому она должна быть красиво оформлена, тексты должны быть интересны и понятны родителям. В нашем дошкольном учреждении валеологическая газета располагается в вестибюле, а также ее рублики периодически вносятся в родительские уголки на группах.

Тематика газет может быть разнообразной: «Если у ребенка ОРВИ», «Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка», «Домашняя ароматерапия», «Рецепты ароматерапии в оздоровлении детей», «Витаминотерапия в оздоровлении детей», «Тайна здоровой пищи».

В работе с родителями также были использованы различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье.

Сверхзадача - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее», научить его фантазировать и делать дело, иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.

Приложение № 1. Перспективный план работы  над темой «Занятия познавательного цикла с детьми дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни» в контексте годового плана

 

Месяц

Содержание мероприятия

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с системой работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению.

Знакомство с проектным методом работы ГБОУ и его возможностями в области формирования здорового образа жизни у детей.

Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ.

Распределение детей по группам здоровья.

Оформление стенда

Антропометрическое обследование детей.

Общее родительское собрание на тему: «Знакомство родителей со статистикой о состоянии здоровья детей  и системой физкультурно-оздоровительной работы в ГБОУ».

Октябрь

Работа над проектом «Питание и здоровье».

Знакомство педагогов с программой «Здоровье».

Педагогический совет на тему: «Индивидуализация работы с детьми по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья».

Открытые познавательные занятия в старших группах

Развлечение для детей старших групп «Картошечка».

Организация выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия»

Ноябрь

Изучение методической литературы по теме: «Формирование познавательных представлений у детей».

Работа педагогов над разработкой циклов познавательных занятий : «Волшебное зеркало», «Дыхание», «Цветок Здоровья».

Просмотр открытого занятия  в подготовительной группе «Дыхание человека»

Выступление на родительском собрании ст. гр.инструктора по физкультуре на тему «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».

Совместный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Декабрь

Анализ двигательной активности детей в группах.

Написание модели двигательного режима по своей возрастной группе. Педсовет на тему «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».

Просмотр открытых прогулок

Родительское собрание в группе  № 4 с приглашением врача-педиатра

Знакомство родителей с данными антропометрического обследования детей.

Январь

Анализ состояния уголков эмоционального развития в группе

Анализ состояния здоровья детей(ст. мед. ГБОУ д/с № 73)

Консультация на тему: «Дискомфортные состояния детей. Создание условий для благополучного эмоционального состояния детей»

Просмотр открытого занятия по физкультуре (в игровой форме)

Оформление газеты на тему: «Здоровая улыбка».

Февраль

Работа над проектом «Моя семья» в старшей  группе

Разработка и написание цикла занятий «Цветок Здоровья»

Контроль за двигательной активностью детей на прогулке (отв. воспитатель Чеботарева А.В.)

Просмотр открытого занятия в ср. гр. № 5 на тему: «Знакомство с генеалогическим деревом».

Спортивный досуг с детьми старших групп (отв. воспитатель по физкультуре Пономарева А.П.).

Анализ тестового исследования «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым».

Апрель

Анализ организации питания детей.

Контроль за сервировкой стола, созданием у детей положительных эмоций во время приема пищи.

Открытый просмотр организации питания в группе

Консультация на тему: «Как обучить культурно - гигиеническим навыкам»

Май

Анализ результатов проведенной работы по здоровьесберегающей технологии.

Оформление опыта работы.

Анализ состояния здоровья детей.

Физкультурный праздник для детей среднего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!» (отв. воспитатель по физкультуре Пономарева А.П)

Оформление папки - передвижки «Азбука Здоровья».

Консультация на тему: «Воспитание опрятности»

 

Сценарий спортивного развлечения «Путешествие в страну здоровья»

Цель: научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих ему вред.

Оборудование: аудиозаписи; макеты зубов, глаз, ухо, макет «Гора-сердце», «Витамина А»; зеркало; нарисованная цветочная поляна, деревья, цветы, животные; гимнастические палки, обручи, костюмы цветов.

Персонажи: Стобед; Хворай; воспитатель – ведущий; дети.

Ход развлечения:

Голос (аудиозапись):

Вот и утро наступило,

Уже пора вставать.

Но Стобед, проказник,

Очень долго любит спать.

Звенит будильник, Стобед зевает, ворочается, потягивается.

Стобед: Я еще не выспался!

Звучит аудиозапись «Вихрь», вбегает Хворай, кружится над Стобедом, убегает. Стобед встает под грустную музыку, он плохо себя чувствует.

Ох!Ай!Ой-ой-ой!

Что случилось? Все болит.

Может быть, я инвалид?

Кто поможет мне вернуть

Крепкое здоровье?

Вспомнил!

Есть прекрасный детский сад,

Там спрошу я у ребят,

Что мне делать и как мне быть,

Чтоб здоровье сохранить.

Уходит.

Голос (аудиозапись): А в это время дети в детском саду решили отправиться в путешествие.

Воспитатель:

За морями, за горами

Есть волшебная страна.

Страною здоровья зовется она.

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие.

Входит грустный Стобед, здоровается со всеми.

Воспитатель: Здравствуй Стобед! Что с тобой случилось? Почему ты такой грустный?

Стобед:

Я честно признаюсь,

Что ленился умываться,

Пораньше встать и причесаться.

Мне было также лень

Начать с зарядки день.

И вот Хворай заколдовал меня.

Что делать мне теперь, друзья?

Дети: Не плачь, Стобед, слезами горю не поможешь. Пойдем с нами в волшебную страну. Там ты научишься беречь свое здоровье.

Воспитатель: Подожди, Стобед, ты знаешь, что нужно взять с собой?

Стобед: Нет, я никогда не был в волшебной стране.

Воспитатель: Мы возьмем с собой аптечку, сухой паек, воду и крепкую дружбу!

Дети берутся за руки.

Воспитатель: Теперь можно отправляться!

Голос (аудиозапись):

Глаза свои закрой, дружок,

Три раза повернись,

В стране здоровой очутись!

Стобед (всему удивляется): Как здорово, как интересно!

Воспитатель: Здесь нас ждут необычные приключения.

Стобед (показывает на макет глаз): Ой, а что это?

Дети: Это же глаза!

Стобед: Такие большие глаза? Ой, а почему они закрыты?

Дети: Наверное, они спят или заболели.

Стобед: Ой, какое горе! А что делать, чтобы они не болели?

Дети: Надо каждое утро умываться и вытираться чистым полотенцем, не трогать лицо грязными руками, чаще бывать на свежем воздухе, есть больше продуктов, в которых есть витамин А.

Выбирают из макета «Витамин А» изображение моркови, сливочного масла, яиц, рыбы и т.д.

Дети: Также нельзя читать в транспорте и при тусклом свете; не следует долго смотреть телевизор и много играть в компьютерные игры. Нужно укреплять глаза, глядя на восходящее и заходящее солнце, делать гимнастику для глаз и выполнять специальные упражнения.

Дети показывают и выполняют вместе со Стобедом упражнения.

Вдаль на палец посмотри

(отводят палец далеко, смотрят на него)

Близко к носу поднеси

(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд).

Раз, два, три – глаза закрой

(закрывают глаза)

Раз, два, три – глаза открой

(открывают глаза).

Глаза на макете открываются.

Стобед: Смотрите, глаза нас услышали и проснулись.

Звучит фонограмма сердцебиения.

Воспитатель: Послушайте, что это за звуки?

Дети: Это сердце, оно всегда стучит, пока человек жив.

Воспитатель: (подводит детей к макету «Гора-сердце») Это самый главный орган, не зря его называют мотором.

Стобед: Что нужно делать, чтобы этот мотор хорошо работал?

Дети: Заниматься физкультурой и спортом, много двигаться, правильно питаться, есть больше овощей и фруктов, поменьше жирной пищи и сластей. Нужно закаляться, чтобы не болеть простудными заболеваниями, больше бывать на свежем воздухе. После труда необходимо правильно отдыхать.

Стобед: Мое сердце бьется слишком часто, наверное, оно хочет отдохнуть.

Дети: Отдохни, Стобед. А споем для тебя и для «Горы-сердце» песню.

Дети исполняют песню о здоровье.

Стобед: Ребята, посмотрите, «сердцу» понравилась наша песня, и гора нас пропускает.

Дети идут дальше, на их пути стоит большое зеркало. Дети подходят к нему.

Стобед: А зачем мне эти ручки?

Воспитатель: Чтобы трогать, почемучка.

Дети вытягивают руки вперед и выполняют хватательные упражнения.

Стобед: Ах, зачем мне эти ноги?

Воспитатель: Что бы бегать по дороге.

Дети бегут на месте.

Стобед: Ах, зачем мне эта спинка?

Воспитатель: Чтоб ложиться на перинку?

Дети: На перине спать нельзя! Вредно для осанки!

Стобед: Ой! У меня болит спина. Что же делать мне друзья?

Дети: Нужно заниматься спортом. Делай, как мы!

Дети выполняют комплекс упражнений с мячами. Стобед повторяет за ними.

Стобед: Я обещаю, что теперь буду укреплять мышцы спины.

Зеркало пропускает детей.

Стобед: Ой, после спортивных упражнений я так проголодался! А вот и ягоды!

Воспитатель: Стобед, ни в коем случае нельзя собирать и трогать незнакомые растения. Они могут быть ядовитыми! Я предлагаю устроить привал. Путешественники должны немного подкрепиться.

Стобед: Вот им полянка подходящая, отдохнем здесь.

Дети садятся на пол. Стобед достает из кармана конфету, разворачивает ее и кладет в рот.

Стобед: Какая вкусная конфета! (Бросает фантик на пол)

Дети: Стобед, подними бумажку, в лесу сорить нельзя.

Стобед (нехотя поднимает фантик). Подумаешь, одной бумажкой лес засорил!

Воспитатель: Если каждый будет оставлять после себя фантики, пластиковую бутылку, консервную банку, получится целая куча мусора.

Стобед: Ой, и правда! Полянка, ты прости меня, я исправлюсь. Ребята, у меня уже ничего не болит. Это вы мне помогли. Мне так хорошо, так весело, что хочется немного красоты унести с собой. Я сейчас, я быстренько! (хочет убежать).

Воспитатель: Стобед, ты куда?

Стобед: Я только соберу красивый букет и вернусь.

Дети: Цветы рвать нельзя!

Стобед: А почему?

Воспитатель: А ты послушай песенку цветов.

Дети-цветы исполняют танец и песню «Не рвите цветы»

Стобед: Хорошо, я не буду рвать цветы, я их только понюхаю (нюхает цветы. В сторону говорит) А заодно поймаю бабочку. Ай! Меня кто-то укусил! Наверное, это пчела. Да что же мне так не везет?

Воспитатель: Это потому, что ты делаешь то, чего не следует.

Ребенок: Не горюй, Стобед. Я тебе помогу. (Приносит аптечку и оказывает Стобеду первую помощь).

Стобед: Ребята, спасибо вам. Вы всегда меня выручаете. А далеко ли нам еще идти?

Воспитатель: Мы уже пришли.

Подходят к маленькому домику.

Стобед: А чей это домик? Кто в нем живет?

Из домика выходит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, путешественники! Здравствуйте, гости дорогие!

Я- Лесовичок-здоровячок.

Я в лесу живу,

Свежим воздухом дышу,

С витаминами дружу.

Спортом занимаюсь,

Здоровым быть стараюсь.

Для вас я приготовил загадку.

В чем есть витамины?

Дети: Это овощи и фрукты. Они очень полезны, в них много витаминов. Из них варят варенье и компоты, делают вкусные салаты, готовят соки, а некоторые едят свежими, только обязательно моют.

Лесовичок: Молодцы, ребята! Верно отвечаете, все вы знаете.

Воспитатель: Спасибо, Лесовичок-здоровячок. Мы были рады с тобой познакомиться. (обращается к детям). Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Стобед: Спасибо, ребята, вам за все. Я обещаю беречь свое здоровье. Буду приходить к вам за советом. До свидания.

Уходит Стобед.

Воспитатель:

Глаза закрой,

Три раза повернись

И в детский сад скорей вернись!

Дети и воспитатель уходят в группу.

 

Конспект занятия в старшей группе «Давайте познакомимся»

Задачи:

Образовательные:

- Привлечь внимание детей  к проблеме здоровья и его сохранения;

- Сформировать понятие «культура здоровья»;

- Познакомить детей с персонажем комплекса занятий Всезнамусом;

- С возможностями пантомимы.

Развивающие:

- Уметь аргументировать свое мнение;

- Размышлять.

Воспитательные:

- Побуждать детей не бояться высказывать свое мнение;

- Стимулировать к участию в решение проблемы;

- Учить быть доброжелательными.

Речевые:

- Совершенствовать диалогическую речь;

- Способствовать словотворчеству.

Оборудование: Карта путешествий; листы белой бумаги; подкладные листы, карандаши, фломастеры, кукла Всезнамус, волшебная палочка, аудиозапись

Методические приемы: логические умозаключения, воображаемая ситуация, отдельные задания, «волшебная палочка» пантомима, анализ ситуации и по эмоциям.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети! Закончилось лето - пора путешествий. Вы, наверное, увидели много нового, неизвестного ранее для вас, часто путешествовали вместе с родителями. Что дает нам путешествие? (высказывания детей). Значит, путешествовать – это хорошо или плохо? (высказывания детей). Но сейчас ваши родители работают, и вы уже не можете поехать куда-то далеко от дома. Все мы любим сказки, а в сказочное путешествие можно отправиться в любое время. Вот и я вам сейчас предлагаю отправиться в волшебную страну, которая называется «Страна здоровья». А что такое здоровье? Как вы думаете? (высказывания детей). Отправляться в путешествие одним опасно, особенно в незнакомые места. Поэтому я предлагаю вам пригласить в путешествие того, кто знает все о здоровье и Стране здоровья и поможет нам в пути, будет все объяснять, показывать. Это может быть кто-то из сказочных персонажей. Как можно назвать того, кто все знает о здоровье?

Воспитатель показывает детям куклу, которой дети сами придумывают имя. В итоге воспитатель предлагает детям остановиться на имени Всезнамус.

- Теперь, когда мы придумали ему имя, его нужно оживить. Для этого воспользуемся волшебной палочкой. («Оживляет» куклу).

Всезнамус: Ребята, я хочу вас познакомить с волшебной Страной здоровья. Вы узнаете, что нужно делать, чтобы быть веселыми, счастливыми, здоровыми, как научиться помогать себе и другим людям, что значит быть культурно здоровыми. Для начала давайте познакомимся, для этого мы будем по кругу передавать мяч, при этом называть свое имя и желать друг другу здоровья. Например: Здравствуйте, меня зовут Дима. Я желаю вам никогда не болеть; я желаю, чтобы никогда никто не болел; я желаю, чтобы у вас было крепкое здоровье и т.д.

- Молодцы, ребята! Теперь я со всеми вами познакомился. В ваших голосах я действительно услыхал доброту. Вы действительно пожелали всем здоровья. А сейчас я познакомлю вас с маршрутом путешествия.

Всезнамус показывает детям карту путешествий по волшебной Стране здоровья, где указаны все станции (остановки) путешествий.

- А теперь, когда мы знакомы с маршрутом путешествий, можно отправлять в путь. Но не забудьте, что здесь остаются ваши близкие. Кто это?

Дети отвечают.

- С ними надо попрощаться. Представьте, что мы с вами сидим в вагоне поезда, а провожающие стоят на улице. Если мы будем им кричать: «До свидания!», то они нас не услышат. А еще что может произойти, если громко кричать?

Предположения детей: голова от шума заболит, другим будем мешать, горло заболит.

- А можно ли выразить свои чувства без слов, при помощи языка? Как?

Дети отвечают.

Пантомима:

- помахать рукой;

- послать воздушный поцелуй;

- поклониться;

-помахать платочком и т.д.

Каждый ребенок показывает.

Оздоровительная минутка:

Всезнамус: А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Представьте себе, что вы сейчас счастливы, здоровы, веселы. Вашему телу хорошо. Вам легко дышится. Ваша голова свежая, вам приятно и кажется, что сейчас вы красиво можете двигаться. Поэтому сейчас вы потанцуете и выразите свое настроение. Подвигайтесь, так, как вам хочется, под музыку и скажите себе: «Я здоров, счастлив, мне хорошо!»

По окончании музыки Всезнамус предлагает сесть на коврик и рассказать, как хорошо чувствовать себя здоровым и счастливым.

- Почему хорошо быть здоровым? Или вы не согласны?

Дети высказывают свои предположения, обосновывают свое мнение.

- Я хочу, чтобы вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько хотите, сколько вам нужно, чтобы чувствовать себя хорошо, чтобы у вас все получилось. А теперь нарисуйте свою радость, как вы себе ее представляете, и поделитесь ею со своими друзьями.

Дети рисуют и дарят рисунки друг другу.

- Молодцы ребята! В следующий раз мы продолжим. До новых встреч! Я был рад познакомиться с вами.

 

Конспект занятия в старшей группе «Наши помощники глаза»

Задачи:

Образовательные:

- рассказать детям о назначении и возможности глаз;

- познакомить с внешним строением глаза: веки, ресницы, брови;

- познакомить с предметами, которые могут травмировать глаза; с правилами сохранения хорошего зрения; с ситуациями, которые могут привести к заболеванию глаз;

- познакомить с приемами оказания первой помощи.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать;

- творческие способности.

Воспитательные:

- бережно и заботливо относиться к своим глазам.

Речевые:

- ввести в пассивный словарь слово «офтальмолог»;

- в активный словарь словосочетание «карие глаза».

Оборудование: зрительный тренажер «Улитка», заготовки лица человека из белой бумаги (не нарисованы глаза) для каждого ребенка; фломастеры для каждого ребенка; карточки с 12 квадратами (в первом квадрате изображены глаза, зачеркнутые черным фломастером, остальные пустые, на каждый пустой квадрат приклеен стикер): карточки с рисунками: палка, ножницы, телевизор, песок, грязные руки, нож, гвоздь, огонь, лампа, компьютер, лежащий ребенок (читающий книгу), Всезнамус, карта путешествий, аудиозапись, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница», чистый носовой платок, вата.

Методические приемы: моделирование, логические умозаключения, воображаемая ситуация, речевой диалог, функциональный анализ (поиск соответствующих решений), познавательная игра, выполнение заданий, анализ по заданиям.

Ход занятия:

Всезнамус: Здравствуйте, дети! Сегодня я снова у вас в гостях, чтобы продолжить наше путешествие по волшебной Стране здоровья. Сегодня мы с вами узнаем, для чего человеку зрение, как нужно ухаживать за глазами, как можно сохранить зрение.

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете,

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

Всезнамус показывает детям карту путешествий, на которой дети находят станцию «Глаза» и переводят на нее стрелку.

Всезнамус: Представьте себе, что станция «Глаза» находится далеко, и дорога туда ведет через туннель, а в туннелях, как вы знаете, темно. Поэтому мы с вами закроем глаза и будем продвигаться медленно и спокойно.

Звучит музыка. Дети с закрытыми глазами медленно движутся к противоположной стене (под наблюдением воспитателя, который в целях безопасности направляет детей). Музыка заканчивается, дети открывают глаза.

Всезнамус: Дети, вы устали? Легко ли вам было идти? А как легче двигаться –с открытыми или закрытыми глазами? Почему легче идти, когда глаза открыты?

Объяснения детей: видно куда идешь; видно, что у тебя под ногами; можно идти быстрее, потому что не боишься на что-нибудь наткнуться и т.д.

Всезнамус: Теперь сделайте вывод, для чего человеку глаза? Нужно ли ему зрение? А если бы у человека не было глаз? Что было бы?

Дети отвечают.

Всезнамус: Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ну а если глаза так важны для человека, нужно ли их беречь.

Дети отвечают.

Всезнамус: Природа позаботилась о ваших глазах. Она оберегает их, а если пот течет со лба, то его остановят брови, если от ветра пыль попадет в глаза - ее задержат ресницы, а если несколько пылинок попадут в глаз, их тотчас слизнет мигающее веко, раньше, чем ты об этом подумаешь. Но это заботиться о ваших глазах природа. А вы сами? Что вы делаете, чтобы сберечь свои глаза и сохранить зрение?

Дети отвечают.

Например:

- когда мы играем в песочнице, мы не кидаемся песком, чтобы не попасть в глаза;

- я никогда не смотрю телевизор долго, чтобы зрение не испортить;

- мне мама не разрешает долго играть на компьютере;

- во время занятий с ножницами мы вырезаем осторожно, чтобы в глаза не попасть.

Всезнамус: А если все-таки мы не уберегли глаза, к кому мы должны обратиться за помощью?

Дети: К врачу.

Всезнамус предлагает детям пройти в «больницу» (уголок с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Больница»)

Всезнамус: В больнице много разных кабинетов, в них ведут прием разные врачи. В какой же кабинет нам обратиться за помощью? В глазной, там ведет прием офтальмолог.

Всезнамус: Глазной врач – офтальмолог. Каких еще врачей вы знаете, к каким врачам вам приходилось обращаться за помощью?

Дети отвечают.

Всезнамус: Давайте, посмотрим, что есть в кабине у офтальмолога.

Дети рассматривают инструменты, необходимые для врача – офтальмолога.

Всезнамус: Но пока врача нет, мы должны оказать своим глазам первую помощь. Ведь в нужную минуту рядом врача может не оказаться.

Всезнамус знакомит детей с правилами оказания первой помощи при болезнях глаз: соринка в глаз попала - нужен чистый платок; грязь или песок попал – промыть водой; ушибли глаз – помогут примочки мокрой ватой или мокрым чистым платком.

Оздоровительная минутка. Упражнения со зрительным тренажером «Улитка»

Всезнамус: А как вы думаете, у всех людей одинаковые глаза.

Дети отвечают.

Всезнамус предлагает детям встать парами напротив друг друга и рассмотреть, у кого какого цвета глаза. Выяснить, как дети понимают выражение «карие глаза». Всезнамус предлагает детям пройти к столам, где лежат заготовки: изображения лица человека (не изображены глаза). Нужно нарисовать недостающие части лица (глаза). Девочкам дается дополнительное задание: накрасит глаза тенями, как это любит делать мама. Объяснить, для чего глаза подкрашивают. Чтобы они стали более выразительными, чтобы привлечь к ним внимание. Все работы детей раскладываются рядом, чтобы получилась «коллективная фотография». Дети рассматривают, сравнивают, как рисунки сразу «ожили», после того как нарисовали глаза.

Всезнамус: Можно сделать вывод: глаза украшают лицо. А еще говорят: « Глаза – зеркало души».

Всезнамус предлагает детям вспомнить, какие загадки они знают про глаза.

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, в лад, друг на друга не глядят.

Всезнамус: Дети, когда мы добрались до станции «Глаза» вы, наверное, не заметили(ведь у вас были закрыты глаза), что здесь растет очень много моркови. А как вы думаете, почему именно моркови здесь больше всего.

Дети вместе со Всезнамусом выясняют, что именно морковь очень полезна для сохранения зрения.

Всезнамус: Именно поэтому вам в детском саду повара готовят салаты из моркови.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Всезнамус: Оказывается, что от питания зависит здоровье ваших глаз. Дети, когда вы с родителями путешествуете, то обязательно привозите на память что-нибудь. Что же нам с собою взять на память из этого удивительного местечка волшебной Страны здоровья под названием «Глаза»?

Дети высказывают свое мнение.

Всезнамус: Давайте вспомним все, что вредит нашим глазам, нашему зрению, и составим карточку, где расположим все эти предметы, чтобы никогда не забывать о правилах сохранения хорошего зрения.

Дети вместе со Всезнамусом заполняют карточку.

Глаза

Палка

Ножницы

Телевизор

Песок

Грязные руки

Нож

Гвоздь

Ребенок читает лежа

Огонь

лампа

компьютер

Картинки приклеиваются в окошки на стикеры.

Всезнамус: Нам пора возвращаться. Я думаю, что теперь вы обязательно будете заботиться о своих глазах.

 

Конспект итогового занятия в старшей группе «Азбука здоровья»

Цель: Подвести итог проведения цикла занятий по формированию понятия «культура здоровья» и основа здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о роли и назначении органов человека;

- закрепить правила ухода за органами человека.

Развивающие:

- уметь делать выводы;

- убеждать

Воспитательные:

- воспитывать у детей стремление к сохранению собственного здоровья;

- учить детей быть доброжелательными, вызвать желание помочь другим людям, сознать важность заботы о здоровье;

- учить заботиться о здоровье окружающих людей.

Речевые:

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- стимулировать употребление в речи определений, эпитетов.

Оборудование: азбука здоровья, листы ватмана, трафареты, ножницы, цветная бумага, листы подкладные, клей, карта путешествий, куклы Всезнамус и Буратино, аудиозаписи.

Методические приемы: знакомство с новым персонажем; просьбы, стимулирующие добрые дела, имитационная и релаксационная игры, игровая ситуация, игра-драматизация, чтение стихов, пословицы, поговорки, двигательные упражнения, практическая работа, анализ персонажа.

Ход занятия:

Всезнамус приходит к детям с новым гостем. Дети узнают его – это Буратино. В руках у него книга.

Всезнамус: Дети, Буратино очень хотел с вами познакомиться, поэтому я пришел вместе с ним. Папа Карло подарил ему книгу, но как она называется, он не знает, потому что еще не ходит в школу и не умеет читать.

Дети помогают Буратино прочитать название «Азбука здоровья».

Буратино: Я хочу показать вам, какие красивые картинки есть в моей азбуке. Только я не понимаю, что они означают. Может, вы мне поможете? (Буратино открывает первую страницу книги, на которой изображены органы чувств).

Дети: Здесь нарисованы нос, уши, язык, глаза и кожа. Все это называется органами чувств.

Всезнамус: Они живые, все чувствуют и передают все, что чувствуют, в мозг. Все они нужны человеку и о них нужно заботиться. Давайте, дети, представим себя одним из органов чувств и расскажем, что и как они чувствуют.

Участвуют пятеро детей, они рассказывают о своих ощущениях и показывают мимикой.

1-й ребенок: Я-уши, я слышу, как поют птицы, как разговаривают люди, кто-то смеется, кто-то плачет. Вчера я плохо слышал, о чем говорили люди, потому что меня не помыли, в меня что-то засунули, в ветреную погоду не надели шапку.

2-й ребенок: Я-глаза. Мне все видно: как светит солнце, когда темнеет и день заканчивается. Я вижу дорогу под ногами. Но недавно мне стало плохо видно, потому что мой хозяин меня не помыл, лежал читал книгу, долго смотрел телевизор и совсем не отходил от компьютера. А еще он совсем не любит морковь. Что же ждет меня впереди?

3-й ребенок: Я-нос. Я чувствую, когда вкусно пахнет. Я помогаю людям дышать (через меня легкие в воздух проходит). Но иногда, когда мой хозяин простужен, из меня капает вода, меня не вытирают, я забиваюсь, воздух через меня не проходит.

4-й ребенок: Я – язык. Я могу отличить сладкое от горького, помогаю перемешиваться пище во рту. А еще я люблю поговорить. Но иногда мой хозяин сует меня то в горячую воду, то прикладывает к холодной железке, мне бывает больно.

5-й ребенок: Я –кожа. Я прикрываю то, что находится внутри человека. Я все чувствую, через меня выходит пот, поэтому я часто загрязняюсь. Но меня не всегда моют, поэтому я иногда болею: покрываюсь прыщами, чешусь. А еще у меня бывает аллергия, если неправильно питаются.

Всезнамус: Видишь, Буратино, какая интересная у тебя картинка в азбуке.

Буратино: Я понял, что органы чувств очень важны, и нужно за ними ухаживать: нужно всегда мыть уши, глаза, кожу. Нельзя читать лежа, долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Нужно есть морковь, потому что она полезна для глаз; нужно всегда высмаркивать нос и иметь при себе носовой платок. В ветреную и холодную погоду я всегда буду закрывать уши шапкой, и не буду слушать слишком громкую музыку.

Буратино благодарит детей за полезные советы. Затем переворачивает страницу и показывает детям другую картинку.

Буратино: А я знаю, что нарисовано на этой картинке - это зубы. У меня уже однажды болел зуб, мне его лечили, и было очень больно.

Дети (вместе со Всезнамусом): Буратино, если хочешь, мы научим тебя играть в интересную игру, и ты поймешь, как нужно ухаживать за зубами.

Игра «Ровным кругом, друг за другом»

Звучит музыка. Дети двигаются под музыку по кругу со словами:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Дети имитируют открывание тюбика с зубной пастой и выдавливанием ее на зубную щетку.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Дети имитируют чистку зубов.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Сделаем вот так…

Дети имитируют полоскание рта водой из стаканчика.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Дети смотрятся в воображаемое зеркало, улыбаются, рассматривают свои зубы.

Всезнамус: Буратино, что мы сейчас делали?

Буратино: Ухаживали за зубами.

Всезнамус: А для чего это нужно?

Буратино: Чтобы они были чистыми, не болели.

Всезнамус: Какие предметы нам для этого пригодились?

Буратино: Зубная щетка и паста, стаканчик для воды, зеркало.

Всезнамус: Дети, давайте расскажем Буратино, для чего нужны зубы.

Дети: Они пережевывают пищу, помогают человеку разговаривать.

Буратино переворачивает страницу. На ней изображены продукты питания.

Буратино: Я знаю, это еда. Я очень люблю конфеты, торты, пирожные, лимонад, мороженое.

Всезнамус: Дети, правильно ли поступает Буратино?

Дети отвечают.

Всезнамус: От правильно питания во многом зависит здоровье человека.

Буратино: А разве бывает еда правильная и неправильная?

Всезнамус: Есть такая профессия- повар. Это человек, который все знает о еде, здоровом питании. Сейчас он приготовит нам вкусный и полезный салат и расскажет, как нужно правильно питаться.

Всезнамус выбирает ребенка, надевает ему колпак и фартук. Ребенок проходит к столу, где лежат изображения фруктов и овощей, блюдечко (из картона). «Повар» готовит салат. В это время Всезнамус предлагает вспомнить стихи о здоровой и полезной пище.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения.

В этом нет сомнения.

Чистим овощи в салат,

Весь в заботах детский сад.

Перец, репку и морковку

Режем для салата ловко.

Ребенок-«повар» приносит салат.

Киви, яблоко, гранат.

Положила я в салат.

Ну а груша - просто мед.

Будет сок, коктейль, компот.

В них живые витамины,

Для детей незаменимы.

«Повар» знакомит детей с правилами питания: питаться вовремя; завтракать, обедать, полдничать и ужинать; есть овощи, фрукты, каши; есть нужно в меру; конфет и сластей есть поменьше.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу. На ней картинка, изображающая отдых.

Всезнамус предлагает детям объяснить Буратино, для чего нужен отдых.

Дети: Мозг отдыхает, все органы человека отдыхают, расслабляются, чтобы они смогли потом дальше четко работать.

Всезнамус предлагает детям показать Буратино, как они умеют расслабляться.

Релаксация под музыку.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу, на ней дети видят изображения сигареты, шприца, бутылки.

Дети объясняют Буратино, что это вредные привычки. Они вредят здоровью. Всезнамус предлагает детям вспомнить пословицы и поговорки о вредных привычках и поиграть в игру «Почему так говорят?»

Пить да курить – здоровью вредить.

Вино сперва веселит, а потом беду творит.

Вино с разумом не ладит.

Вино начинается с ручейка, а пьянство - рюмочки.

Всезнамус: Дети, а какие еще вредные привычки вы знаете?

Дети: Грызть ногти, не умываться по утрам, сосать палец, вытирать нос рукавом, ковырять в носу.

Всезнамус: Буратино, а у тебя есть вредные привычки?

Буратино отвечает, что он все понял, и не будет иметь вредных привычек.

Театр на фланелеграфе:

Всезнамус рассказывает, а дети показывают фрагмент сказки.

Всезнамус: Жил-был зайчонок, ему было грустно, потому что никто не хотел с ним играть. Все говорили, что он еще маленький. Зайчонок думал-думал и решил доказать, что он вовсе не маленький, а самостоятельный. Он достал из папиного кармана сигарету и закурил на полянке, чтобы все звери его видели. «Хотите попробовать», -спросил зайчонок – «Вы что - маленькие? Боитесь?»

Всезнамус предлагает детям объяснить, прав ли зайчонок?

Всезнамус: Как можно по-другому доказать, что ты уже большой и самостоятельный, что друзьям с тобой интересно?

Дети высказывают свои предположения.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу. На ней изображены дети делающие зарядку. Буратино говорит, что он тоже умеет так делать, только не знает зачем ему это нужно.

Всезнамус предлагает детям показать, как они умеют заниматься физкультурой.

Оздоровительная минутка.

Всезнамус: А для чего нужно заниматься физкультурой?

Дети: Будет прямая и стройная спина, человек не заболеет, будет выносливым, сильным и ловким.

Всезнамус: А какие виды спорта помогают укрепить здоровье?

Дети: Плавание, туризм, волейбол, лыжи, коньки и т.д.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу, на ней изображен циферблат с пустыми кружочками. Всезнамус вместе с детьми выясняет, вместе с детьми, что это картинка про режим дня.

Всезнамус: Все, о чем мы сегодня с вами говорили, нужно делать вовремя, только тогда будет польза для здоровья.

Дети перечисляют, что они должны делать сначала, а что потом.

Дети: Утренняя гимнастика, умывание, чистка зубов, завтрак, прогулка и т.д.

Всезнамус предлагает детям помочь Буратино и составить для него режим дня, чтобы он ничего не забыл. Дети выполняют коллективную аппликацию. Рассматривают работу. Буратино объясняет, глядя на работу детей, что он будет делать, когда вернется домой, благодарит детей за очень интересный и полезный рассказ и прощается с ними.

Всезнамус: Вот и подошло к концу наше путешествие по Стране здоровья. Я надеюсь, что оно вам очень понравилось. Я думаю, что теперь вы лучше знаете, что такое здоровье, что нужно делать, чтобы его сохранить и укрепить, будете всегда помнить правила сохранения здоровья и выполнять их.

Приложение №2. Перспективный план работы над темой в старшей группе

 

Сентябрь «Вот я какой!»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1.Формировать у детей понятия об уникальности человека.

2.Дать представления об индивидуальности.

3.Воспитывать желание заботиться о себе, познавать свои возможности

1. «Я-человек»:

- внешние отличия человека от животного (походка, кожный покров и т.д);

- умение человека (речь, навыки самообслуживания, узнавание себя в зеркале и т.п.)

2. «Я все умею делать сам»:

- умение детей одеваться, умываться, сидеть за столом во время еды и т.п.)

- узнавание себя на фото, знание своего имени.

3. «Я большой!»

- части тела ребенка (как у взрослого, только меньше), их назначение;

- что я умею делать, как большой (навыки самообслуживания)

Р.Сеф «Зеркало»; А.Барто «Помощница»; З. Александрова «Сама»; К.Мурзалиев «Сам»; С.Капутикян «Я уже большая»; В.Приходько «Вот когда я взрослым стану»

Игры:

«Убери лишнюю картинку» (действия человека и животных); «Угадывание по голосу»; «Умею- не умею»; «Чудесный мешочек»

Подвижные игры:

«Я - ловкий»; «Я- сильный»; «Зоопарк» (подражание движениям животных)

Двигательные упражнения «Я могу»

Индивидуальные беседы:

- формирование навыков самообслуживания дома;

- поощрение родителями самостоятельности детей;

- поддержание активности и любопытства детей дома.

Дома совместно с детьми рассматривать семейные альбомы (мама, папа - маленькие)

 

Октябрь «Чтобы быть здоровым»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Сформировать у детей понятие «здоровье», «болезнь».

2. Раскрыть значение «помощников здоровья» (питание, отдых, физкультура и т.д).

3. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

4. Познакомить с назначением врачей

1. «Я не люблю болеть»

- причины болезней (почему может болеть горло, живот);

- профилактические процедуры, которые проводят в детском саду;

- что я делаю дома, чтобы не болеть.

2. «Наши добрые помощники»

- необходимость питания, сна, физических зарядок, прогулок;

- польза оздоровительных процедур в детском саду.

3. «Надо, надо умываться»:

- последовательность процессов мытья рук, одевания и т.п.;

- связь между совершенным действием и настроением.

4. «Зачем нужны врачи»

- функции педиатра, медицинской сестры;

- советы доктора Айболита

З.Александрова «Маша и каша»; Г. Лагздань «Петушок»; А.Кондратьев «Зеркало»; С.Капутикян «Куп, куп»; Е.Благинина «Няня на ночь Нину мыла»; Г.Лагздань «Умываемся»; А.Барто «Машенька»; Е.Благинина «С добрым утром»; «Аленушка»; К.Чуковский «Мойдодыр»; Л.Воронкова «Маша-растеряша»

«Волшебная зарядка» (музыкальная зарядка)

Дыхательные упражнения «Ветерок и тучка»; упражнение на координацию «Огородная-хороводная» (об овощах)

Индивидуальные беседы и консультации на тему: «Оздоровительные процедуры в детском саду». Соблюдение дома норм личной гигиены (контроль со стороны родителей). Поощрение детской самостоятельности. Папка-передвижка «Режимные моменты. Необходимость их соблюдения»

 

Ноябрь «Наши органы дыхания»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Раскрыть важность работы органов дыхания (носа и легких).

2. Объяснить детям, при помощи чего они чувствуют запахи; дать элементарные представления о правилах обеспечения безопасности дыхания.

3. Развивать представления детей о правильном дыхании; помочь освоить основные приемы сбережения здоровья органов дыхания (профилактика ОРВИ)

1. «Зачем мы дышим?»

- что не лень делать? (дышать)

- механизм дыхания на примере дыхательных упражнений (работа носа, легких - внешние проявления);

- как правильно дышать (через нос);

- как мы дышим на улице?

2. «Что еще умеет нос?»

- на опыте показать необходимость вдоха для определения запаха;

- игра «Узнай по запаху»

- загадки о носе.

3. «Для чего мы дышим?»

- для мозга (быстрее думается);

- для органов пищеварения (лучше усваивается пища);

- медленный вдох позволяет расслабиться (дыхательная гимнастика, прогулка)

Э.Мошковская «Мой замечательный нос»; Ю.Прокопович «Зачем носик малышам»; В.Бианки «Чей нос лучше?»; Н.Сладков «Ящуркин нос»;

 

 

Комплексы музыкальной гимнастики

Упражнения для формирования певческих навыков, для развития голосового аппарата. «Дуем в дудочку». Звукоподражания, имитация звуков природы

Подбор материалов по теме «Дыхание»

 

Декабрь «Наши органы слуха»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Освоить особенности развития слуха у животного и у человека.

2. Развить у детей понимание роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и для овладения человеческой речью.

3. Познакомить детей с причинами нарушения слуха, развивать умение составлять рекомендации по предупреждению нарушения слуха

1. «Слышит кошка, слышит человек»

- различение звуков (аудиозаписи, погремушки, молоточка и т.д);

- кошка умеет двигать ушами, она охотник, ей нужно слышать, где кто спрятался.

2. «Зачем нам ушки?»

- опыт;

- игровое упражнение «Определи, где звенит колокольчик (дети сидят спиной к воспитателю и определяют/показывают, с какой стороны звенит колокольчик);

- приятные/неприятные звуки (предложить выбрать наиболее и наименее приятные звуки: стук, скрежет, шорох, громкая/тихая музыка)

3. «Чтобы ушки слышали»

Основные правила:

- не ковыряться в ушах;

- не допускать попадание воды в уши;

- защищать уши от сильного ветра;

- защищать уши от сильного шума;

- сильно не сморкаться, не втягивать в себя слизь из носа

Э.Мошковская «Доктор, доктор».

«Самолеты», «Машинки» - остановка по звуковому сигналу. «Найди игрушку по звуку» (колокольчик)

Музыкально-двигательные упражнения «Отправляемся в поход» (слуховое внимание).

«Ходим – бегаем» (тихо/громко).

«Ноги-ножки» (медленно/быстро)

Подбор материала в уголок для родителей по теме «Наши органы слуха»

 

Январь «Как сохранить наше зрение»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Познакомить детей со строением глаза человека. Объяснить роль зрения в жизни человека.

2. Дать детям представления об условиях охраны зрения и гигиене глаз.

3. Сформировать у детей представление о том, что для чего людям нужны очки

1. «Для чего человеку глаза»

- посмотрите на свои глаза в зеркало; в глаза друг другу;

- рассказ воспитателя о том, чем отличается зрение человека от зрения животного (на примере изображения животных).

2. «Чтобы глаза хорошо видели»

- рассматривание сюжетных парных картинок

- составление рекомендаций на основе иллюстраций;

- первая помощь при травме глаз.

3. «Про очки»

- загадки про очки;

- для каких целей люди используют очки? (при плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений и т.д); показать разные очки;

- правила соблюдения гигиены зрения

Н.С.Орлова «Телевизор»; «Ребятишкам про глаза»; «В сумерках»; «Про очки»; «Береги свои глаза»; «хмурое утро» (почему мы видим мир цветным). А.Барто «Очки»

Гимнастика для глаз в начале занятия.

Игры: «Запрещенный цвет»; «Собери свой цвет»

Упражнения для развития мимики «Веселые и грустные, добрые и злые наши глазки»

Консультации по проведению гимнастики для глаз. Подбор материала по теме «Как сохранить хорошее зрение»

 

Февраль «Зачем человеку язык»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Освоить представления о том, что язык необходим для определения вкуса пищи и для ее пережевывания.

2. Развивать осознание значимости зубов для пережевывания пищи.

3. Освоить правила ухода за полостью рта.

1. «Зачем нам язык?»

- что есть у нас во рту? (губы, зубы, язык);

- язык животных (кошка, собака используют его вместо ложки)

2. «Крепкие-крепкие зубки»:

- можно ли глотать не пережеванную пищу?

- смачивание пищи слюной для облегчения пережевывания;

- какие продукты позволяют сохранить зубы здоровыми?

3. «Как ухаживать за зубами»

- сказочный герой, который не знает, как нужно ухаживать за зубами;

- зубы нужно чистить утром и вечером, после приема пищи рот необходимо поласкать, не следует злоупотреблять сластями

Загадка:

«Белые силачи рубят калачи, красный говорун подкладывает» (зубы и язык)

Пословицы, поговорки о языке и зубах.

Е.Пермяк «Язык и нос»

Потешки «Водичка, водичка…»; «Как у нашего кота…»

Самомассаж с использованием музыки

Игры с язычком: «Кошка умывается», «Выгляни мышка, из окошка»

Беседа на тему: «Как правильно чистить зубы».

 

Март «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Подвести детей к пониманию роли кожи, ногтей, волос, в жизни человека.

2. Освоить информацию о том, что кожа-помощница человека в познании окружающего мира.

3. Развивать навыки и умения детей по уходу за кожей, волосами, ногтями

1. «Мои защитники»:

- сравнить человека с животными по изображениям:

Звери с толстой кожей (слон)

Животные с густой шерстью (лиса): «У нас есть шерсть? А волосы?»

Звери с острыми когтями (кошка) «У нас есть когти? А ногти?»

2. «Что нужно чувствовать кожей»:

- «чудесный мешочек» с набором предметов, хорошо знакомых детям: мячик, кубик, мягкая игрушка и т.п.

- теплая и холодная вода в стаканах

3. «Ухаживай за собой!»

- мыться нужно каждый день, чтобы грязь не навредила здоровью;

- нужно стричь ногти на руках и ногах;

- обязательно нужно расчесываться, мыть волосы по мере их загрязнения

Н.Пикулева «Умывалочка»; С.Капутикян «Куп, куп»; Е.Благинина «Аленушка»; В.Ланцетти «Петушок»; Г.Ладонщиков «Эх, топну ногой!»

 

Массаж ладоней различными предметами (в конце занятий)

Беседа с детьми о важности внешнего вида, опрятности: «Приятно-неприятно»

Беседа с родителями о необходимости формирования у ребенка гигиенических навыков и умений

 

Апрель «Внутренние органы»

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Познакомить детей с назначением позвоночника.

2. Формировать у детей представления о значении сердца в организме человека.

3. Формировать представления о значении пищи для функционирования организма.

4. Познакомить с правилами приема пищи.

1. «Ровная спина»

- «пластилиновый человечек»; позвоночник у человека выполняет такую же функцию, как каркас пластилиновой куклы;

- наклоны в стороны, вниз (вместе с куклой);

- погладить друг друга по спине, найти (нащупать) позвоночник.

2. «Главный моторчик человека»:

- для чего мотор у машины?

- сердце-мотор человека, чтобы человек жил, мог ходить, бегать, прыгать. Только сердце, в отличие от мотора, не останавливается;

- послушать сердце через стетоскоп (фонедоскоп) или прижав руку/ухо к груди: в спокойном состоянии и после подвижной игры;

- сердце нужно и полезно тренировать: бегать, прыгать, заниматься физкультурой, вовремя отдыхать, спать

3. «Как мы едим»:

Вопросы к детям:

- когда мы едим? (завтрак, обед, полдник, ужин).

- как мы едим? (сидя за столом, не торопясь, перед едой вымыв руки)

- зачем нам нужно есть? (чтобы были силы для игр и веселья)

Я.Аким «Мыло»; Р.Сеф «Мыло»; Г. Лагздань «Ладушки»; С.Капутикян «Куп,куп»; И.Демьянов «Замарашка»

Шагаем по дорожке (осанка);

Послушаем сердечко (после подвижной игры)

Ходьба под музыку. Упражнение на координацию. Дыхательное упражнение «Ветерок и тучка»

Подбор материала для уголка по теме «Скелет и внутренние органы (сердце, органы пищеварения).

Консультации по проблемам регулирования двигательной активности детей дома. Беседы о влиянии организации режима питания на дальнейшее становление здоровья ребенка

 

Май «Правила на всю жизнь»

 

Задачи воспитания и обучения

Содержание занятий

Литература и дидактические игры

Связь со специалистами

Работа с родителями

Физкультура

Музыкальные занятия

1. Закрепить знания детей о пользе здоровьесберегающих условий жизни.

2. Продолжать осваивать правила поведения на прогулке.

3. Развивать умение детей объяснять пользу различных гимнастик

1. «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

- о пользе прогулки (свежий воздух, «солнечный витамин»).

Вопросы к детям:

- когда солнышко светит ярко на улице становится тепло, так что можно загореть? (летом);

- зачем на солнышке надевать панамку, кепку?

2. «В здоровом теле - здоровый дух».

«Волшебные» гимнастики:

- дыхательная гимнастика. Для чего мы делаем гимнастику? (мы учимся правильно дышать через нос, чтобы носики дышали, не болела горло);

- пальчиковая гимнастика. Зачем нам нужны эти упражнения? (Для того, чтобы крепли наши пальчики и мы быстрее росли).

- Правила поведения на прогулке:

- одеваться по погоде;

- не ходить осенью и зимой в пальто нараспашку;

- не следует гулять под дождем без зонта;

- во время прогулки зимой и весной нельзя брать в рот сосульки;

- не следует есть немытые овощи и фрукты

З.Александрова «Маша и каша». Г.Лагздаынь «Петушок». Е.Благинина «Аленушка». Р.Куликова «Мыло». А.Барто «Я расту»

Обливание кистей рук. Комплексы дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения «Ветерок и тучка». Упражнения на координацию

Беседы и консультации на тему «Поощрение детей в процессе соблюдения здоровьесберегающих условий дома». Наглядная информация для родителей о проведенных для детей в течение года оздоровительных мероприятиях

 Приложение №3. Кроссворды

Кроссворд

Кроссворд

Кроссворд

Кроссворд 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить