Автор: Чайковская Оксана Александровна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 (ЗАТО Озёрный).

Пояснительная записка:

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста. Для осуществления воспитательно-образовательной работы в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Задачи проекта:

- Расширять представления о растениях.

- Развивать познавательный интерес.

- Формировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.

- Определять стадии роста садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.

- Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.

- Сформировать познавательный интерес к миру растений.

- Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Планируемые результаты.

- Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.

- Расширение кругозора.

- Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.

- Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

- В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.

- Сплочение детей, родителей и воспитателей.

Формы и методы работы с детьми:

Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях

Игровая форма занятий

Ознакомление с художественной литературой

Выставка рисунков и поделок

Сюжетно-ролевая игра

Наглядная пропаганда

Утренники, викторины, КВН

Экскурсии, наблюдения

Самостоятельная детская деятельность

Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования.

План реализации проекта:

1. Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;

2. Тема «Экологическая тропинка в ДОУ»;

3. Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.

4. Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

5. Участники проекта: дети МБДОУ, родители, педагоги;

6. Сроки реализации: 3 месяца;

7. Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания;

8. Образовательные области:

Физическая культура

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Здоровье

Сформировать элементарные навыки личной гигиены; навыки поведения во время еды. Дать начальное представление о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Рассказать о значении утренней гимнастики, закаливания организма и соблюдении режима дня.

Социализация

Развить умение договариваться с партнерами, во что играть, подчиняться правилам игры. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Труд

Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Безопасность

Закрепить знания о элементарных правилах поведения в детском саду и других местах (на улице, в транспорте); правила дорожного движения.

Познание

Закрепить умение работать в коллективе; Развитие элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира.

Коммуникация

Закрепить умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

9. Развитие интегративных качеств:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды за столом

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений

Начинает проявлять умение заботится о своем здоровье

Любознательный, активный:

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, исследовательской деятельности

Эмоционально отзывчивый:

Эмоционально тонко чувствует переживания взрослых, детей, персонажей

Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

Игровое взаимодействие сопровождает речью

Речь становиться главным средством общения

Может сочинить оригинальные последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым

Умеет делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на источник полученной информации

Проявляет желание поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять

Конфликты улаживает с помощью речи

Понимает, что надо заботиться о младших

Соблюдает элементарные общепринятые правила поведения в детском саду, на улице

В повседневной жизни, сам без напоминания взрослого пользуется «вежливыми словами»

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту:

Владеет элементарными навыками самообслуживания

Ориентируется в окружающем пространстве

Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения

Умеет быстро находить интересное занятие для себя

10. Предварительная работа

Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме

Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы на летний период в МБДОУ.

Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.

Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, технический инвентарь.

11. Этапы проекта

Первый этап – подготовительный:

Подготовка к реализации проекта.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.

Подготовка природного материала для деятельности детей

Второй этап – основной.

Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи.

 

Перспективный план образовательной деятельности с детьми МБДОУ д/с №1 в рамках экологического проекта

 

Июнь

 

Мероприятия

Всемирный день океанов

Отгадывание загадок о водном мире

Рассматривание иллюстраций

Игра – путешествие «По дну океана вместе с Русалочкой» (в рамках экологического проекта)

Знакомство с правилами поведения на воде

Рисование на тему: «Водное царство»

П/и: «Море волнуется», «Чей дальше» - с мячом», «Прятки»

С/р игра: «В гостях у жителей подводного царства»

 

 

Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (в рамках экологического проекта)

Беседы: «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода», «Как правильно загорать», «Могут ли солнце, воздух и вода нанести вред здоровью»,

Составление памяток: «Правила поведения на воде», «Как правильно загорать»

Отгадывание загадок по теме

Изготовление эмблемы группы

Рисование «Солнце красное»

 

День радуги

 

Чтение песенок и речевок про радугу

Экспериментирование - образование радуги (в рамках экологического проекта)

П/и «Цветные автомобили», «Солнышко и дождик», «Встань на свое место»

Д/и: «Соберем радугу», Соберем цветик – семицветик»

Рисование «Радуга», «Радужная история»

С/р игра: «Зоопарк»

День Детского сада

Беседы с детьми: «За что я люблю д/с», «Кто работает в детском саду»

Чтение художественной литературы, отражающей режимные моменты

Изготовление атрибутов для игр

Оформление эмблемы группы

Рисование «Моя любимая игрушка»

Конкурс стихов о детском саде – совместно с родителями

П/и «Ищи клад», «Скакалки», «Ловишки», «Классики»

С/р игра: «Детский сад»

День рыболовства

Рассматривание иллюстраций, альбомов «Рыбы» (в рамках экологического проекта)

Отгадывание загадок по теме

Чтение художественной литературы: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин

Конкурс рисунка «Золотая рыбка»

Д/и: «Где спряталась рыбка», «Четвертый лишний», «Птицы, рыбы, звери» (в рамках экологического проекта)

П/и: «Ловись рыбка», «Найди свой дом», «Прокати обруч»

Июль

 

 

Музыкальное развлечение «Лето красное» (в рамках экологического проекта)

Беседы: «Любимое время года», «Почему лето называют красным», «Летние развлечения»

Чтение стихов, отгадывание загадок о лете

Аппликация «Летний денек» (обрывание)

Рисование «Что нам лето подарило»

 

День природы

 

Наблюдения за погодными явлениями

Рассматривание альбомов «Времена года»

Конкурс загадок о природе

Чтение художественной литературы природоведческого характера

Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»

Игры с природным материалом

Изготовление «Красной книги», альбома «Родной край»

Изготовление вертушек, султанчиков, воздушного змея

Изготовление знаков «Правила поведения в лесу»

Д/и: «Береги природу», «Скажи название», «Назвать растение по листу»

П/и: «Земля, вода, огонь, воздух» - с мячом, «Солнечные зайчики», «Скакалки», «Прятки», «Ловишки»

С/р игра: «Лесное путешествие»

 

День здоровья

 

Беседы: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Уроки безопасности», «Беседа о здоровье, о чистоте», «Друзья Мойдодыра»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

Чтение художественной литературы: В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!», С. Маршак «Дремота и зевота», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду», А. Барто «Прогулка», С. Михалков «Прогулка», С. Михалков «Прививка», В. Семернин «Запрещается - разрешается!»

Выставка детских рисунков по теме здоровья

П/и: «Делай, как я», «Школа мяча», «Ловишки в кругу»…

С/р игры: «Поликлиника», «Аптека»

День птиц

 

Беседа на тему: «Птицы, кто они такие?», «Птицы и будущее»

Отгадывание загадок о птицах

Знакомство с пословицами и поговорками о птицах

Сочинение рассказов детьми о птицах

Наблюдение за птицами

Д/и: «Угадай, что за птица?», «Четвертый лишний»

Чтение эскимосской сказки: «Как ворон и сова друг друга покрасили», «Где обедал воробей» С. Маршак, Покормите птиц А. Яшин, «Синица» Е. Ильин,

П/и: «Птички в гнездышках», «Птички и птенчики», «Вороны и гнезда»

С/р игра: «Зоопарк»

День цветов

 

Беседы о цветущих растениях

Чтение Ж. Санд «О чем говорят цветы»

Рассматривание иллюстраций

Оформление альбома «Мой любимый цветок» - рисунки детей

П/и «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне»

Д/и: «Собери букет», «Цветочный магазин»

Изготовление цветов из бумаги (способом оригами)

Лепка «Барельефные изображения растений»

Экскурсия на цветник

Уход за цветами на клумбе

С/р игра «Цветочный магазин»

Целевая прогулка на луг «От заката до рассвета по лугам гуляет лето»

 

По страничкам любимых мультфильмов: «Пластилиновая ворона», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут колобки»

В гостях у любимой передачи «Спокойной ночи, малыши»

Рисунки любимых героев

Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы по сценариям мультфильмов

Слушание аудиозаписи песен из мультфильмов

Рисуем новую серию мультфильмов

С/р игра: «В кино»

Сюжетные подвижные игры

 

 

Спортивный праздник «День Нептуна» (в рамках экологического проекта)

Отгадывание морских загадок

Рисование «Морские обитатели»

 

Август

День насекомых

 

Беседы о насекомых

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха – цокотуха», А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Разговор с пчелой» М. Бородицкая

Рисование «Бабочки на лугу»

Д/и: «Собери цветок», «Найди ошибки художника», «Превращение гусеницы»

Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»

П/и: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара», «Где ты живешь»

Наблюдения за насекомыми на прогулке

С/р игра: «На даче»

День животных

 

Беседы: «Дикие и домашние животные», «Почему появилась Красная книга Марийского края?»

Рассматривание открыток, иллюстраций, альбомов

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок

Рисование «Несуществующее животное», дорисовывание

Д/и: «Кто где живет», «Чьи детки», «Кто как кричит», «Найди пару», «Кто спрятался»

П/и: «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Бездомный заяц», «Зайка серый умывается»

С/р игра: «Ветеринарная больница»

Экскурсия на Чудо остров

 

Музыкальное развлечение «Путешествие в страну цветов»

Отгадывание загадок о цветах

Рассматривание открыток, иллюстраций

Рисование «Цветочная поляна» (ТРИЗ)

Оформление папки «Какой цветок должен быть внесен в Красную книгу» - совместно с родителями

День огородника

 

Рассматривание энциклопедий

Подбор иллюстраций, открыток по теме

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок

Инсценировка «Спор овощей»

Оформление газеты «Удивительные овощи»

Д/и:  «Найди по описанию», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Домино», «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки»

П/и: «Съедобное – несъедобное», «Найди пару», «Огуречик»

С/р игры: «Овощной магазин», «Семья»

 

День злаковых

 

Рассматривание: Колосьев зерновых растений, Сюжетных картинок из серии «Откуда хлеб пришел»

Иллюстраций с изображением машин и приспособлений, используемых для выращивания злаков

Чтение пословиц и поговорок о хлебе

Игры: «Угадай на вкус» - определяют пшеничный или ржаной хлеб, «Кто назовет больше блюд», «Из чего сварили кашу», «Угадай на ощупь» (крупы), «Назови профессию»

Театр «Колобок»

Конкурс детского рисунка «Волшебные превращения»

П/и: «Найди, где спрятано», «Съедобное – несъедобное»

С/р игры: «Пекарня», «Супермаркет»

День охраны окружающей среды

Рассматривание альбомов: «Животные», «Птицы», «Цветы»

Рассматривание/ знакомство со знаками «Правила поведения в природе»

Изготовление знаков «Береги природу»

Рисование: «Краски лета», «Летний пейзаж»

Опыты с песком и водой

Строительная игра «Терем для животных»

Составление памяток по охране окружающей среды

Конкурс семейной газеты «Чистый город»

П/и: «Зайцы в огороде», «Ловишки», «Я знаю 5 названий…» - с мячом»

День юного следопыта

Опыты:

Мокрый - Носовой платок, газета, миска с водой (Вода сама мокрая и может намочить предметы)

Прозрачное – непрозрачное - Бумага, миска с водой. Ванночка с водой, игрушки.

Волшебные превращения - Банка с водой, ложка (Когда ложка около передней стенки, она выглядит как обычно, а когда у задней стенки и смотришь на нее через толстый слой воды, то она становится большая и круглая)

Воздух и вода - Пластиковая бутылка 0,5 л, емкость с водой

Рисование нетрадиционными способами – проявление ранее нанесенного свечей рисунка

П/и: «Найди свой цвет», «Прятки», «Найди флажок»

С/р игры»: «В поход»

 

День хлеба

 

Знакомство со злаковыми культурами

Беседы: «Откуда пришла булочка»

Чтение и разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, художественных произведений о хлебе

Рассматривание альбома «Путешествие колоска»

Рисование: «Хлеб – хозяин дома», «Береги хлеб»

Драматизация сказки «Колобок»

Лепка из соленого теста

Оформление альбома «Поэты о хлебе» - совместно с родителями

П/и: «Мыши в кладовой», «Найди пару», «Каравай»

 

День лекарственных растений

Беседы: «Что такое лекарственные растения»; «Где и как используют лекарственные растения»; «Место произрастания лекарственных растений»;

Просмотр книг, альбомов, энциклопедий о лекарственных растениях

Сбор гербария лекарственных растений.

Совместно с родителями изготовление мини альбомов «Лекарство в нашем доме» - загадки, стихи, рассказы собственного сочинения.

Д/и: «Что было бы, если бы исчезли…», «Какого растения не стало», «Слова», «Что лишнее»

П/и: «1-2-3 – к растению беги», «Найди пару»

С/р игры: «Аптека»

День солнца

Чтение: «Заботливое солнышко», Ю. Марцинкявичюс «Солнце отдыхает», армянская потешка «Где ночует солнышко»

Игра на прогулке: «Следопыты»

Д/и: «Кляксы», «Выложи солнце»

Рисование солнышка – нетрадиционными способами

Наблюдение за солнцем на прогулке

П/и: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики», «Найди свой цвет», «День – ночь»

День Земли

Беседы: «Планета Земля — наш дом», «Особен­ности почвы нашей области», «Что у нас под ногами?»

Изготовление фотоколлажа: «Жизнь на Земле».

Эстафеты: «Землемеры»

Наблюдение: «Коллекция камней» (рассматривание камней: большие и маленькие)

Подвижные игры: «По кочкам», «Уборка мусора».

Серия опытов: «Какой он, песок?» (пересыпание и просеивание песка, сравнение его температуры)

Строительные игры из песка: «В песочной стране» (использование формочек различного вида)

Игра-фантазия: «Земля - наш общий дом» (придумывание и проигрывание событий, происходящих на земле)

Третий этап – заключительный.

Третий этап проекта заключается в том, чтобы определить с детьми разнообразные видовые точки экологической тропинке детского сада и исследовать их. Таким образом, у нас наметились следующие видовые точки:

Название точки

Цель

Стенд «Экологическая тропа»

Учить детей ориентироваться на местности

«Лес»

Закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья и кусты по внешнему признаку; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение

«Луг»

Знакомить детей с различными луговыми растениями; закрепить их название; учить находить различие у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; воспитывать чувство прекрасного.

«Огород»

Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способом ухода за ними; вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

«Цветник»

Уточнить представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, закрепить названия; закрепить строение цвета; способы ухода ;условия роста

«Птичья столовая»

Развивать интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к птицам.

«Болото»

Уточнить и расширить представление детей о водных растениях; воспитывать любовь к окружающему миру.

Вывод

В ходе организации работы над экологической тропой, нами был разработан «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, стихи) и т.д.

Список литературы

Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.

Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.

Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.

Почемучка. \ Под ред. Дитрих А., Юрмин Г. – М., 1987.

Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.

Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить