Автор: Рыжова Надежда Ивановна, воспитатель второй категории, МДОУ детский сад №36 «Русская сказка»

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в народном гулянии оставляет более полное и глубокое представления о нем. Участие дает детям возможность понять широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья Масленица силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемый результат:

1. Приобщение детей к традиции проведения Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.

2. Радость и хорошее настроение от приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Объект проекта – русская народная культура.

Предмет проекта – русский народный календарный праздник Масленица.

Цели проекта:

1. Расширить знания детей о традициях русского народа.

2. Сформировать у детей чувство патриотизма.

3. Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.

4. Воспитывать эстетическое и духовно-нравственное отношение к традициям своего народа.

Задачи проекта:

1. Возрождать интерес к русским обрядовым праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица.

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации: одна неделя.

Разработка проекта:

- составление совместного плана работы над проектом;

- подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме;

- изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов;

- проведение различных работ с детьми и родителями;

- организация места проведения праздника;

- проведение инструктажа по технике безопасности;

- подведение итогов, оформление проекта.

Интеграция образовательных областей:

Социализация и познание:

- познакомить с русским народным праздником Масленица, его историей и обычаями;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа;

- формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда;

- дать представление о трудовой деятельности наших предков в старину;

- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.

Физическое развитие:

- стимулировать двигательную активность детей совместными спортивными занятиями и подвижными играми;

- познакомить с правилами русских народных игр и научить в них играть;

- формировать представление о здоровом образе жизни у дошкольников;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Речевое развитие:

- воспитывать любовь к народным праздникам через произведения художественной литературы;

- читать и заучивать фольклорные произведения о Масленице;

- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

- поощрять речевую активность, развивать свободное общение с детьми и взрослыми;

- использовать праздник для общения детей, родителей и педагогов;

- обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников;

- развивать эмоциональную отзывчивость на классические произведения;

- стимулировать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности – пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения;

- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

- обучать обыгрыванию воображаемых образов и предметов;

- развивать мелкую моторику и творческие способности.

Выполнение проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательная, социально-коммуникативная

Познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная

Электронная презентация «О праздниках и традициях русского народа». Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии».

Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол-скруток, солнышка из шерстяных ниток, лоскутного коврика.

Физическая культура

Двигательная, игровая

Народные подвижные игры: «Карусель», «Утка – гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица».

Игры-аттракционы: «Петушиный бой», катание на санках с ледяных горок, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на метлах.

Речевая

Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-игровая

Чтение русского фольклора, стихотворений о Масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице и блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.

Художественно-эстетическая

Познавательная, продуктивная

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на Масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Прослушивание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек «Весна – красна девица», «А мы Масленицу дожидались» и других. Разучивание русских народных песен «К нам гости пришли», «Блины». Разучивание «масленичных» частушек, русских народных заигрышей «Масленица-кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».

Разучивание русских народных игр «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен».

Работа с родителями

Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со словами Масленица и блин, участие в изготовлении костюмов и атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным тематическим материалом.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить