Цель: Приобщение детей к традициям своего народа, к истории своего государства, знакомство с разнообразием нетрадиционных техник рисования (граттаж), знакомство с разновидностями пейзажей (космический).

Задачи:

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций.

Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур изображаемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника, развивать творческие способности (фиксирования информации, умение решать изобразительные проблемы, преобразование материала, удивлять и познавать др.).

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Техника: граттаж.

Материалы: бумага для цветного граттажа, графические карандаши, зубочистки, пуховки.

Зрительный ряд: портрет Ю.А. Гагарина, репродукция А. Соколова «На Луне», движущая картинка «В космическом пространстве».

Музыкальный ряд: музыка для релаксации «Зодиак».

Оборудование: ноутбук.

Образовательная среда: групповое помещение или помещение изостудии, оснащенное всем необходимым для творчества.

Методы: иллюстрационно-объяснительный, исследовательский, стимулирования творческой активности.

Планируемый результат:

- Формирование стойкого интереса детей старшего дошкольного возраста дошкольников к изобразительной деятельности, различным нетрадиционным техникам рисования (граттаж).

- Проявление таких творческих способностей как: оригинальность идеи, творческое воображение, готовности переноса знаний в новую ситуацию, изобретение новых способов получения изображения, преобразования материала, владение различными бытовыми навыками в изобразительной деятельности, удивлять и познавать, закрепление навыков работы в технике «граттаж». 

- Активизация свободы творческого проявления детей в изобразительном процессе.

Ход «ОО»

1 . Организационная часть.

- На календаре апрель. Приближается праздник, которому посвящены эти строки:

В космической ракете,

С название «Восток»

Он первым на планете,

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

И это  - «День космонавтики».

- Почему отмечают праздник в этот день, какому событию он посвящен?

- Ребята, а мы можем увидеть космос, космическое пространство, когда, каким образом? (разные ответы: ночью видим Луну, звезды).

- А кто хочет побывать на Луне? Ну, что полетим?

Игра «Космическое путешествие»

Представьте, что вы космонавты, а ваши стулья космические ракеты, надеваем скафандры (имитируем), экипаж делает круг почета, садится в ракету.

- Внимание, до полета осталось 5 секунд. Начинаем время отчета. Старт. Посмотрите, в иллюминаторы, что видите в космическом пространстве?

- Перед нами планета Луна. Ракета идет на посадку. Посадка успешно прошла. Вот мы на Луне.

Спутник близкий для планеты,

Светит отражённым светом.

То как месяц, то кругла,

Мало дарит нам тепла.

За собою тянет воду

В океанах с небосвода,

И поэтому вода

Движется туда-сюда,

Есть приливы и отливы.

А ещё она красива,

Если вся освещена –

В небе полная Луна.

- На экране репродукция картины А.Соколова «На Луне».

Вопросы:

Есть на Луне жизнь?

Чем пахнет лунный воздух?

Какие ваши впечатления?

На Луне жарко или холодно? Как вы догадались (холодная цветовая гамма).

Какие вопросы вы бы задали друг другу?

Нравится ли вам в гостях?

- Ребята, а кто хочет украсить наш садик к празднику космическими рисунками - пейзажами? Мы знаем разные виды пейзажа (какие?), а изображение космоса – это космический пейзаж.

- Предлагаю новый графический способ изображения космического пейзажа.

Показ алгоритма выполнения графической техники граттаж (с пояснением).

Зрительная гимнастика «В космос с Гугушей».

2. Практическая часть.

Дети садятся за столы.

Продумываем содержание и композицию вашего космического пейзажа, выделяем главные и второстепенные элементы, нажимаем с усилием. Чтобы объекты казались более объемными, процарапываем всю поверхность.

- Совместная деятельность педагога с детьми.

Физминутка «Для рук и пальчиков»

После того, как дети справятся с работой, педагог предлагает вернуться на землю.

- Полетели? Вот мы с вами вернулись на Родню землю. Увидели много интересного. Ваши космические пейзажи расскажут о вашем путешествии. В группе дети с педагогом оформляют выставку, проводят самоанализ работ.

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Автор: Селезнева Галина Алексеевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» (Тамбовская область, город Уварово).

Цель: Создание условий для ознакомления с элементарными правилами поведения на дороге, для двигательной активности, для активного общения со сверстниками и взрослыми; закрепление основных цветов.

Задачи:

Познавательные:

- познакомить детей со светофором и его сигналами;

- рассказать о том, что нужно делать, когда зажигается красный, желтый и зеленый свет.

- дать элементарное понимание правил перехода проезжей части дороги.

Развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать навыки ориентирования в пространстве, умение действовать по сигналу;

- продолжать работу по закреплению умения действовать согласно сигналам светофора.

Воспитательные:

- способствовать развитию взаимоотношения со сверстниками;

- воспитывать нравственные качества.

Здоровьесберегающие:

- внедрять здоровьесберегающие элементы в образовательный процесс (подвижные игры);

- воспитывать осознанное отношение к правилам безопасного поведения на дороге.

Планируемые результаты для детей в ходе занятия:

- проявляют активность при ознакомлении с сигналами светофора;

- проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературные произведения;

- принимает участие в игре.

Материалы и оборудование: игрушечный светофор, большие игрушечные машины, иллюстрации с изображением уличного движения; маленькие фигурки машин.

Содержание организованной деятельности детей:

Воспитатель (обращает внимание детей иллюстрации с изображением уличного движения). Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Как называется место, по которому едут машины? (дорога) А где ходят люди? (тротуар). Посмотрите на дорогу. Что случилось? Почему все машины и люди стоят? Сейчас нам всё расскажет гость, который пришёл к нам на занятие и зовут его - Светофорик.

Светофорик :

Я трехцветный светофор,

Вам помощник на дороге,

Чтоб дорогу перейти,

На меня - ка посмотри.

Если цвет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Желтый цвет – предупрежденье,

Жди сигнала для движенья.

Цвет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт»

Физкультминутка «В дороге»

Едем, едем мы домой

На машине легковой.

(движения, имитирующие поворот руля)

Въехали на горку: хлоп!

(руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп.

Воспитатель: Светофорик, а ты научишь наших ребят соблюдать правила безопасного движения на дороге? (Конечно).

Игра «Мы – пешеходы».

Материал: макет пешеходного перехода, обозначенного «зеброй», знаком пешеходного перехода, светофором.

Дети стоят у пешеходного перехода. Ждут разрешающего сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Воспитатель показывает красный сигнал светофора.

На светофоре - красный свет!

Опасен путь - прохода нет!

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Воспитатель: Можно переходить дорогу?

Дети: Нет (стоят на месте).

Воспитатель показывает зелёный сигнал светофора: Можно переходить дорогу?

Дети: Да (и переходят дорогу по «зебре»).

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель:

Свет зеленый говорит

«Проходите - путь открыт».

Воспитатель: Светофорик, а теперь покажи нам, как нужно ездить по дороге на машине, чтобы не попасть в беду.

Игра «Мы- водители».

Каждому ребенку, воспитатель надевает макет легковой машины. Дети - водители.

Воспитатель включает красный свет светофора, дети стоят, желтый, дети приготовились к движению, зеленый, дети передвигаются по «дороге». Воспитатель включает красный свет светофора, дети останавливаются. (Игра проводится несколько раз). Повторить игру с большими игрушечными машинами.

Рефлексия.

- Понравилось вам, ребята, наше занятие?

- О чем мы говорили на занятии?

- А кто приходил к нам в гости?

- Во что мы с вами играли?

- Ребятки, а что вы расскажете своим мамам и папам о правилах дорожного движения?

Воспитатель: Ну, а теперь, Светофорик, нам пора прощаться. Приходи к нам ещё и расскажи о других правилах дорожной безопосности.

Все ребята - молодцы!

Вместе все похлопаем,

Ножками потопаем.

Ручками помашем,

«До свиданья»- скажем.

Используемая литература:

С. Волков «Правила дорожного движения. Пешеходы и дорога».

С. Волков «Правила дорожного движения. Как пройти через дорогу».

О. Ю. Соловей «Весёлый светофор».

А. Тюняев «Правила дорожного движения. Моя первая книга».

«Развивающие занятия с детьми 2-3 года под редакцией Л.А. Парамоновой.

Задачи:

- Продолжать знакомить и закреплять знания детей о видах изобразительного искусства (живопись, книжная иллюстрация), и изобразительных жанрах (пейзаж, натюрморт);

- Закреплять умение детей использовать художественные навыки и нетрадиционные изобразительные приемы в продуктивной творческой деятельности;

- Продолжать развивать умение детей давать эстетические оценки произведениям искусства, способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы;

- Продолжать развивать творческие способности детей их фантазию, воображение, художественный вкус;

- Воспитывать у детей уважительное отношение к культурным ценностям русского народа;

- Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному.

Материалы: бумага А4, масляная пастель, гуашь, акварель, картинки хлебобулочных изделий, резаные нитки, колоски, клей.

Оборудование: ноутбук, разрезные картинки (натюрморты на хлебную тематику).

Зрительный ряд: презентация «Виртуальная экскурсия в музей хлеба»

Музыкальный ряд: музыка для релаксации.

Оборудование: ноутбук.

Образовательная среда: помещение изостудии, оснащенное всем необходимым для творчества.

Форма занятия: творческое занятие с подгруппой 8 человек.

Методы: иллюстрационно-объяснительный, исследовательский, репродуктивный, стимулирования творческой активности.

Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Планируемый результат:

- Формирование стойкого интереса детей старшего дошкольного возраста дошкольников к изобразительной деятельности.

- Проявление таких творческих способностей как: оригинальность идеи, творческое воображение, готовности переноса знаний в новую ситуацию, изобретение новых способов получения изображения, преобразования материала, владение различными бытовыми навыками в изобразительной деятельности, удивлять и познавать.

- Активизация свободы творческого проявления детей в изобразительном процессе.

Ход:

Организационная часть.

- Ребята, а вы любите играть, а пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда мне помогите, и картинки разрезные соберите.

(На ковре расположены разрезные картинки разные натюрморты с изображением хлеба и хлебобулочных изделий).

Педагог: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. А что у вас получилось, к какому изобразительному жанру относятся эти репродукции? (ответы). Посмотрите на свой натюрморт и соседа, что общего в изображении, какой единой темой связаны репродукции? (Хлебная тематика).

(ОО «Познавательное развитие»)

Педагог: В России с давних времен очень ценят хлеб, с уважением относятся к нему, почитают его. А как вы думаете почему? (Ведь он главный на столе, без хлеба нет обеда). (ОО «Познавательное развитие»)

Педагог: Поэтому в нашей стране создан музей Хлеба, который находится в красивейшем городе Санкт-Петербург и является единственным в России. И я приглашаю вас вместе со мной совершить виртуальную (через интернет) экскурсию в этот музей. Вы согласны? (Дети садятся перед экраном).

Виртуальная экскурсия «Музей хлеба в Санкт-Петербурге». «Слайд фото Санкт-Петербурга». «Слайд фото здания музея».

- Так выглядит здание музея.

- Как вы думаете, какие экспонаты могут находиться в музее? Посмотрим. Конечно - это различные хлебобулочные изделия, полюбуемся их разнообразием. (слайды)

- Ребята, предлагаю нам вспомнить, как к нам на стол приходит хлеб. Из каких продуктов готовят тесто? А из чего получают муку?

- В музее также представлены и сами колосья с зерном разных видов (пшеничные и ржаные). (слайд).

- Вот оно - хлебное поле. «Рожь» А.Рылова (слайд)

Нива, моя нива, золотая

Зреешь ты на солнце, колос наливая,

По тебе по ветру, словно в синем море,

волны так и ходят, ходя на просторе.

Эта замечательна репродукция картины «Рожь» тоже экспонируется в музее.

Вопросы:

- Что вдохновило, воодушевило, заставило художника взять в руки кисть и написать эту картину?

- В каком изобразительном жанре она написана? В каком колорите (холодном или… почему?)

- С чем можно сравнить хлебное поле? (ответы, с бескрайним морем).

- Также в музее представлено множество картин на хлебную тематику (слайд натюрморты. К какому изобразительному жанру они относятся? В каком колорите?)

- Еще одно изделие русских мастеров можно увидеть в музее. Поднос (слайд).

- Что это за изделие? (поднос)

- А вы знаете, в каком городе изготовляют и расписывают подносы? (ответы).

- Ребята, русский народ настолько почитал хлеб, что сложил много сказок, в которых герои были состряпаны из теста. Какие вы знаете русские народные сказки, в которых герои были состряпаны из теста? В музее представлены различные иллюстрации к этим сказкам. (слайды)

- И даже детские работы. А из какого материала они выполнены? (соленое тесто).

- Ребята, на этой витрине представлен кусочек ржаного хлеба. Как вы думаете, о чем о каком страшном событии он нам рассказывает? (В годы Великой отечественной войны Ленинград был окружен блокадным кольцом, и этот кусочек хлеба был нормой жителю города на день).

(ОО «Познавательное развитие»)

(ОО «Речевое развитие»)

- Ребята, в эти дни Музей хлеба отмечает день рождения, ему исполняется 27 лет. Предлагаю спеть ему «Каравай». Вы согласны? (Дети встают в круг и заводят хоровод).

(ОО «Физическое развитие»)

- Ребята, а как положено, именинники должны получать подарки, предлагаю для музея сделать подарки, рисунки и работы на хлебную тему, вы согласны? Наши работы мы по почте (в посылке) отправим в Санкт-Петербург в музей Хлеба. И они будут экспонатами музея.

- Я бы нарисовала пейзаж с хлебным полем или иллюстрацию к сказке «Колосок». (Варианты мнений детей).

- А, чтобы наши работы получились более красивыми и интересными, вспомним нетрадиционные техники украшений.

(Дети садятся перед мольбертом на ковер)

- Если кто-то из вас захочет нарисовать для музея пейзаж с хлебным полем, нужно сначала изобразить линию горизонта, оформить поверхность неба и земли, а поле можно украсить настоящими колосками. Намазываем клеем и приклеиваем колосок. (Техника: аппликация растениями).

- Для рисования натюрморта с хлебобулочными изделиями нужно сначала изобразить линию стола, изобразить главный предмет (самовар, чайник), а булочки, сушки, пирожки можно нарисовать, а можно и наклеить готовые картинки (намазываем, приклеиваем, прижимаем салфеткой). Получится натюрморт - коллаж.

- Колобка или блина - героев русских народных сказок, чтобы они стали теплыми и мягкими можно интересно оформить - резаными нитками. Для этого рисуется контур, детали, а затем намазываем клеем поверхность и приклеиваем нитки. А сюжет сказки, героев вы рисуете по своему замыслу.

2. Практическая часть. Еще раз подумайте, что вы нарисуете, и каким художественным материалом, в какой технике.

(Педагог обращает внимание детей на материалы для творчества)

(Дети садятся за рабочие столы).

Совместная творческая деятельность.

- Сядьте рядком, посидим ладком. Спинки ровные прямые, мы ребята удалые.

(ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Вопросы по ходу:

- Какие вы знаете пословицы о хлебе?

- Загадать загадки о хлебе. (какие вы любознательные).

- Расскажи о своей работе?

3. Заключительная часть. После выполнения задания дети рассматривают работы, любуются, анализируют. Какая работа больше нравится и почему? Все рисунки-подарки получились очень интересные, и мы с вами тоже ценим и почитаем Хлеб, как и наши предки.

(ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

- Ваши работы после того, как они высохнут, и будут оформлены, мы упакуем и отправим в Санкт-Петербург в Музей хлеба в качестве подарка на день рождения.

Педагог: Ребята, а ведь нас ждет приятный сюрприз. Натюрморт, который мы видели на экране, ожил и ждет нас в русской горнице. Дети в горнице угощаются чаем с баранками, печеньем и сладостями.