Автор: Меркулова Ирина Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №16 СПДС №22 «Жемчужинка» (г. Жигулевск, Самарская область).
Описание работы. Предлагаю непосредственно образовательную деятельность для детей подготовительной группы. Вашему вниманию предлагается материал по познавательно-экспериментальной деятельности детей, где дети знакомятся о свойствах, значении и влиянии воздуха, ветра в жизни человека и окружающего.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование элементарных представлений детей о воздухе, о его значении в окружающем мире через познавательно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.
Задачи.
Развивать познавательную активность детей в ходе опытно- исследовательской и экспериментальной деятельности.
Познакомить детей с понятием «воздух» и его свойствами: прозрачный, невидимый, переносит запахи, безвкусный, без запаха, издаёт звук , способами его обнаружения в окружающем мире.
Познакомить детей с ветром, как природным явлением, о значении его, свойствами и ролью в жизни человека.
Развивать у детей умение находить решения на вопросы познавательного характера.
Развивать у детей логическое мышление, воображение («Познавательное развитие»)
Активизировать словарь: ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга. Развивать умение детей составлять рассказы о воздухе с помощью знаков-символов («Речевое развитие»)
Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путём выполнения дыхательной гимнастики. («Физическое развитие»)
Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости. Воспитание культуры поведения и общения между детьми и взрослыми. («Социально- коммуникативное развитие»)
Методы и приёмы.
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные: показ способа действий, знаки – символы.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая мотивация.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера, самолетики, лодочки, вертушки из бумаги, вентилятор, таз с водой, стакан, карточки символы, банка с апельсиновыми корками.
Ход НОД.
Воспитатель входит с большой энциклопедической книгой. Сегодня я вам принесла очень интересную книгу и хочу рассказать сказку о волшебниках. О невидимых волшебниках.
Воспитатель. В одном неведомом царстве-государстве, жили Ветра, были они разные: сильный, слабый, легкий. Братья дружили между собой, помогали друг другу, но никто их не мог видеть. Однажды они стали выяснять, кто же из них самый нужный для людей и всего окружающего. Сильный ветер налетел на море, поднялась высокая волна и стали корабли качаться. Как вы думаете, ребята – это хорошо? (Ответы детей)
Воспитатель. Давайте сделаем сильный ветер при помощи вентилятора и выясним, чем он хорош, а чем плох.
(Опыт с вентилятором и корабликами в водоеме. В глубоком тазике с водой дети пускают кораблики. При помощи вентилятора создаем сильный ветер. Используя знаки-символы дети обозначают силу ветра, делают вывод, что сильный ветер может быть полезным.)
Воспитатель. Ну а слабый ветер тоже приносит пользу. Как вы думаете, какую? (Ответы детей). Этот ветер приятен в жару и зной. У нас, ребята, есть свои вентиляторы-вертушки, мы с вами изготовили самостоятельно из листа бумаги. Давайте при помощи них создадим слабый ветер.
(Опыт с вертушкой и веером. Дети берут вертушки и машут ими над головой, вокруг себя, бегают с ними создают ветер, обозначают символами-значками, делают выводы.)
Воспитатель предлагает игру превращалочку:
Раз, два, три - замри,
Четыре, пять - буду в деревья превращать.
Ветерок налетел, и деревья закачались.
(Дети качают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, нужны нам такие ветры- ветерки?
(Дети высказываются, делают выводы, при помощи символов-значков обозначают силу ветра.)
Воспитатель. Ребята, ветер мы можем увидеть? (Ответы детей)
Воспитатель. А вы знаете, что воздух- ветерок живет в наших легких, и мы его можем ощущать, подув на ладошки.
(Опыт с пакетом и шариком)
Воспитатель. Ребята, давайте пустим в мешочек воздух. Какой стал мешочек? А теперь выпустим. Где же воздух?
(Дети делают выводы, он находится вокруг нас.)
Воспитатель. Наберите ртом воздух, у него есть вкус? А запах? (Ответы детей).
(Воспитатель открывает банку, где раньше лежали апельсиновые корки)
Воспитатель. Что вы чувствуете? Откуда взялся этот запах? (Ответы детей).
(Дети делают выводы, определяют значком-символом)
Физминутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт».
(Дети берут самолетики дуют на них и запускают, чей дальше долетит.)
Воспитатель. Ребята, а воздух мы можем слышать?
(Воспитатель ставит в аудиозаписи шум ветра различной силы, прослушивание духовых инструментов.)
Воспитатель. Ребята, предлагаю провести опыт и услышать звук воздуха.
Опыт с извлечением звука из свистульки, воздушного шарика, листа бумаги.
Воспитатель предлагает поднести пальцы к горлу, сказать любое слово.
Воспитатель: Что вы ощущаете? Голосовые связки, которые находятся у нас в горле, заставляют дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.
(Дети делают вывод: благодаря воздуху человек говорит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух).
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам поиграть с воздухом теми предметами, которые мы с вами приготовили: лодочки, самолетики, веера, воздушные шарики. Но прежде чем играть, давайте их украсим различными рисунками или узорами
(Дети берут изобразительные материалы и украшают эти предметы.)
Игры с воздухом и предметами.«Ветряная мельница», «Поймай, какой скажу» «Ветерок-волшебник и его братья», «Самолетики»
Рефлексия. Дети рассказывают всё, о чем узнали: про ветер и воздух, опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха и ветра.
Автор: Шаронова Надежда Михайловна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ №36 «Полянка» (г. Норильск, Красноярский край).
Задачи: закрепить правила поведения на улице; учить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном передвижении по дороге; убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге, познакомить с правилами движения пешеходов по тротуару, развивать пространственную ориентацию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с правилами дорожного движения, чтение произведений художественной литературы, отгадывание загадок, обыгрывание ситуаций, работа на макете.
Ход:
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в детский сад, вы становитесь воспитанниками детского сада. Дома, для своих родителей, вы – дети. А попав на улицу, вы становитесь пешеходами. По улицам нашего города движется много машин и пешеходов – и никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила дорожного движения и для водителей, и для пешеходов.
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
- Готовы учить правила дорожного движения?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Тогда пора нам отправляться в Страну дорожных знаков. Как называется часть дороги, по которой движется транспорт?
Дети: Проезжая часть, шоссе.
Воспитатель: А как называется та часть дороги, по которой ходим мы с вами?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: По тротуару идут пешеходы: женщины везут коляски, мамы ведут детей, неспешно передвигаются пожилые люди и все остальные граждане. Чтобы не мешать другим пешеходам, по тротуару нужно ходить только с правой стороны спокойным шагом.
На пешеходной дорожке
Нельзя пешеходов толкать,
По пешеходной дорожке
Надо спокойно шагать!
Если беды не хотите,
Неторопливо ходите,
А затевать потасовку –
Стыдно, опасно, неловко.
- Это правило нужно всем выучить наизусть. Переходить проезжую часть можно только в определённом месте. Кто поможет нам перейти дорогу?
Дети: Светофор.
Воспитатель:
Светофор – друг пешехода,
Он стоит у перехода.
Он сигналы подаёт:
Ждать или идти вперёд.
Светофор, светофор –
Наш помощник с давних пор!
- На какой свет светофора можно переходить дорогу?
Дети: На зелёный.
Воспитатель: Правильно. А я хочу проверить, знаете ли вы все сигналы светофора? Давайте поиграем с вами в игру «Светофор»
Игра «Светофор».
Дети встают в круг. Воспитатель в центре круга поднимает по очереди карточки – круги красного, жёлтого, зелёного цветов. Если воспитатель поднимает карточку с зелёным сигналом, дети двигаются по кругу; жёлтого цвета – приостанавливают движение; красного цвета – дети перестают передвигаться.
Воспитатель: Давайте мы с вами рассмотрим картину (воспитатель демонстрирует картину «Улица города»)
- Посмотрите внимательно на картину и скажите, где пешеходы могут переходить проезжую часть улицы? Почему вы думаете, что именно здесь переход через дорогу? Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге нарисованы белые линии. Чтобы назвать этот переход, нужно выполнить задание: обвести по контуру и раскрасить животное, которое называется так же, как белые короткие линии, обозначающие пешеходный переход. (дети выполняют задание за столами).
Что за белые полоски
На дороге здесь лежат?
И по беленьким полоскам
Пешеходы все спешат.
- Ну что, ребята, как называется этот пешеходный переход?
Дети: Зебра.
Воспитатель: Только там, где нарисована зебра и стоит знак «Пешеходный переход» можно переходить дорогу. Запомните:
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход.
Знай, что только переход
От беды тебя спасёт.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета этот знак, и что вы видите на нём?
Дети: Знак красный, человечек перечёркнут.
Воспитатель: Да, красный цвет предупреждает нас об опасности, а перечёркнутый человечек говорит о том, что идти нельзя. Этот знак называется «Движение пешеходов запрещено».
Если видит пешеход
Знак в кружочке красном,
Человечек не идёт –
Двигаться опасно!
- Когда мы видим этот знак – дорогу переходить нельзя.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Дом по улице идёт
На работу всех везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети: Автобус.
Воспитатель: Многие из вас не приходят в детский сад пешком, а приезжают на автобусе, и вы должны знать этот знак.
Воспитатель демонстрирует знак «Автобусная остановка».
- Что вы видите на этом знаке, и какого он цвета?
Дети: Цвет - синий, нарисован автобус.
Воспитатель: Этот знак говорит нам, что здесь автобусная остановка. Под этим знаком пассажиры могут подождать автобус, а автобус может останавливаться, высаживать и забирать пассажиров. А нам, как пассажирам автобуса, надо помнить, что, выйдя из автобуса, надо подождать, пока автобус отойдёт от остановки, и только тогда переходить дорогу.
Воспитатель: На улицах нашего города очень много разного транспорта. Есть среди него и специальный транспорт, который нужно пропускать несмотря на дорожные знаки и сигналы светофора. Кто может назвать эти машины?
Дети: Это скорая помощь, пожарная машина.
Воспитатель: А ещё полицейская машина и служба спасения тоже относятся к специальному транспорту. Эти машины имеют звуковой сигнал – сирену.
Это - специальный транспорт,
Помогающий в беде.
Уступай ему дорогу,
Коль увидишь ты, везде.
Проводится игра «Чей кружок быстрее соберётся».
Игра проводится с использованием знаков «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Автобусная остановка». Дети делятся на три команды и стают вокруг знаков. Воспитатель даёт установку запомнить знак, возле которого они стоят. По сигналу воспитателя дети расходятся. Через некоторое время участники команд должны собраться возле своего знака.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по Стране дорожных знаков окончено. Но помните:
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак.
Автор: Гейденрейх Ирина Ивановна, воспитатель первой категории МАДОУ "Радость" д/с № 145.
Задачи:
1) Образовательная: закреплять знания детей о социально-культурных нормах, традициях своей страны.
2) Развивающая: развивать речь детей, умение давать свои эстетические оценки, умение выслушивать ответы своих сверстников.
3) Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.
О.О: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Оборудование: магнитная доска, столы, магнитофон.
Материалы: карта России, цифры, картинки: (русский женский костюм, русский мужской костюм), карточки с названием праздников «Рождество», «Пасха», «Благовещение», «Троица», «Капустник»; карточки с названием символов: блины, капуста, ель, кулич, голубь; таблица (сканворд, в котором можно зашифровать березу, дуб, сосну); кроссворд.
Ход занятия.
Дети играют на ковре. Звучит мелодия смс сообщения.
Воспитатель: О, нам пришло сообщение из типографии, давайте посмотрим, что же нам прислали!
Дети подходят к воспитателю и читают вместе смс: «Нижнетагильская типография готовит к выпуску плакат «Наша Родина – Россия. Просим вас принять участие в изготовлении плаката, чтобы показать величие нашей Родины».
Воспитатель: Для этого нужно пройти познавательные этапы, чтобы закрепить знания о России.
Этап № 1 «Символы и цифры».
- Покажите на карте границы нашей страны?
- Что вы можете рассказать о России?
- А вот вам цифры-подсказки (флаг, герб, гимн, столица, океана, окружающие Россию, цвета флага, короны на гербе, моря, омывающие нашу страну, города-герои).
Ответы детей.
Воспитатель: Да, наша страна очень красива и богата.
Задание «Сравнение цифр»
На плакат размещаем один из главных символов страны-флаг России.
Этап №2 «Русский народный костюм».
Воспитатель: На Руси национальный костюм всегда имел свои особенности, был ярким и красочным.
Задание «Расскажи про костюм» (девочки про женский, мальчики про мужской).
Перекличка пословиц про одежду.
Этап № 3 «Игровой»
Воспитатель: Что любил сочинять русский народ?
Ответы детей (сочинять сказки, пословицы, шутки, прибаутки, частушки, загадки, поговорки.)
Воспитатель: Всё это называется одним словом-фольклор. А что ещё любил делать русский народ?
Дети: В России очень любил народ забавляться и играть в народные игры.
Д/и игра «Узнай игру по картинке».
П/и «Золотые ворота».
После игры дети размещают на плакат изображение русского народного костюма.
Этап №4 «Познавательный»
Воспитатель: Испокон веков в России чтили традиции предков. Мы сейчас отмечаем русские-народные праздники, которые пришли к нам из старины.
Д/и «Подбери правильное название к данному празднику»
Рождество-ель
Масленица - блины
Благовещение - голубь
Пасха - кулич
Троица - берёзка
Капустник - капуста
Дети размещают на плакат изображение праздника.
Этап № 5 «Лесное царство»
Игра «Продолжи предложение»
Чем богата наша страна?
В нашей стране много…(лесов, рек, зверей, цветов, ягод…)
Воспитатель: Верно, Россия – страна лесов. Ребята, назовите 3 самых известных дерева, растущих в России?
- Работа с таблицей (таблица прилагается).
- Составь математическую задачу по картинке (запись в тетрадь в клетку).
Дети размещают на плакат изображение берёзы.
Этап №6 «Разгадай кроссворд»
- Разгадав кроссворд, вы узнаете ключевое слово, в котором зашифрован самый красивый цветок России.
- Какое могущественное дерево так часто связано с нашей страной?
- Первый космонавт в мире?
- Главный город России?
- Какая птица изображена на гербе России?
- Как называется главная песня нашей страны?
- Какой цветок является символом победы? Их дарят ветеранам и возлагают к вечному огню.
- Самая распространенная рыба в России?
Дети разгадывают. (Ключевое слово ромашка).
Пройдя данный этап, дети дополняют плакат недостающими символами (берёза, Гагарин, Москва, орёл, гимн, гвоздика, ёрш).
Под русскую народную музыку дети изготовляют плакат «Наша Родина-Россия» и отправляют в типографию.