Автор: Меркулова Ирина Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №16 СПДС №22 «Жемчужинка» (г. Жигулевск, Самарская область).

Описание работы. Предлагаю непосредственно образовательную деятельность для детей подготовительной группы. Вашему вниманию предлагается материал по познавательно-экспериментальной деятельности детей, где дети знакомятся о свойствах, значении и влиянии воздуха, ветра в жизни человека и окружающего.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формирование элементарных представлений детей о воздухе, о его значении в окружающем мире через познавательно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.

Задачи.

Развивать познавательную активность детей в ходе опытно- исследовательской и экспериментальной деятельности.

Познакомить детей с понятием «воздух» и его свойствами: прозрачный, невидимый, переносит запахи, безвкусный, без запаха, издаёт звук , способами его обнаружения в окружающем мире.

Познакомить детей с ветром, как природным явлением, о значении его, свойствами и ролью в жизни человека.

Развивать у детей умение находить решения на вопросы познавательного характера.

Развивать у детей логическое мышление, воображение («Познавательное развитие»)

Активизировать словарь: ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга. Развивать умение детей составлять рассказы о воздухе с помощью знаков-символов («Речевое развитие»)

Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путём выполнения дыхательной гимнастики. («Физическое развитие»)

Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости. Воспитание культуры поведения и общения между детьми и взрослыми. («Социально- коммуникативное развитие»)

Методы и приёмы.

Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные: показ способа действий, знаки – символы.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая мотивация.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера, самолетики, лодочки, вертушки из бумаги, вентилятор, таз с водой, стакан, карточки символы, банка с апельсиновыми корками.

Ход НОД.

Воспитатель входит с большой энциклопедической книгой. Сегодня я вам принесла очень интересную книгу и хочу рассказать сказку о волшебниках. О невидимых волшебниках.

Воспитатель. В одном неведомом царстве-государстве, жили Ветра, были они разные: сильный, слабый, легкий. Братья дружили между собой, помогали друг другу, но никто их не мог видеть. Однажды они стали выяснять, кто же из них самый нужный для людей и всего окружающего. Сильный ветер налетел на море, поднялась высокая волна и стали корабли качаться. Как вы думаете, ребята – это хорошо? (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте сделаем сильный ветер при помощи вентилятора и выясним, чем он хорош, а чем плох.

(Опыт с вентилятором и корабликами в водоеме. В глубоком тазике с водой дети пускают кораблики. При помощи вентилятора создаем сильный ветер. Используя знаки-символы дети обозначают силу ветра, делают вывод, что сильный ветер может быть полезным.)

Воспитатель. Ну а слабый ветер тоже приносит пользу. Как вы думаете, какую? (Ответы детей). Этот ветер приятен в жару и зной. У нас, ребята, есть свои вентиляторы-вертушки, мы с вами изготовили самостоятельно из листа бумаги. Давайте при помощи них создадим слабый ветер.

(Опыт с вертушкой и веером. Дети берут вертушки и машут ими над головой, вокруг себя, бегают с ними создают ветер, обозначают символами-значками, делают выводы.)

Воспитатель предлагает игру превращалочку:

Раз, два, три - замри,

Четыре, пять - буду в деревья превращать.

Ветерок налетел, и деревья закачались.

(Дети качают руками, наклоняются из стороны в сторону.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, нужны нам такие ветры- ветерки?

(Дети высказываются, делают выводы, при помощи символов-значков обозначают силу ветра.)

Воспитатель. Ребята, ветер мы можем увидеть? (Ответы детей)

Воспитатель. А вы знаете, что воздух- ветерок живет в наших легких, и мы его можем ощущать, подув на ладошки.

(Опыт с пакетом и шариком)

Воспитатель. Ребята, давайте пустим в мешочек воздух. Какой стал мешочек? А теперь выпустим. Где же воздух?

(Дети делают выводы, он находится вокруг нас.)

Воспитатель. Наберите ртом воздух, у него есть вкус? А запах? (Ответы детей).

(Воспитатель открывает банку, где раньше лежали апельсиновые корки)

Воспитатель. Что вы чувствуете? Откуда взялся этот запах? (Ответы детей).

(Дети делают выводы, определяют значком-символом)

Физминутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт».

(Дети берут самолетики дуют на них и запускают, чей дальше долетит.)

Воспитатель. Ребята, а воздух мы можем слышать?

(Воспитатель ставит в аудиозаписи шум ветра различной силы, прослушивание духовых инструментов.)

Воспитатель. Ребята, предлагаю провести опыт и услышать звук воздуха.

Опыт с извлечением звука из свистульки, воздушного шарика, листа бумаги.

Воспитатель предлагает поднести пальцы к горлу, сказать любое слово.

Воспитатель: Что вы ощущаете? Голосовые связки, которые находятся у нас в горле, заставляют дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.

(Дети делают вывод: благодаря воздуху человек говорит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух).

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам поиграть с воздухом теми предметами, которые мы с вами приготовили: лодочки, самолетики, веера, воздушные шарики. Но прежде чем играть, давайте их украсим различными рисунками или узорами

(Дети берут изобразительные материалы и украшают эти предметы.)

Игры с воздухом и предметами.«Ветряная мельница», «Поймай, какой скажу» «Ветерок-волшебник и его братья», «Самолетики»

Рефлексия. Дети рассказывают всё, о чем узнали: про ветер и воздух, опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха и ветра.

Автор: Шаронова Надежда Михайловна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ №36 «Полянка» (г. Норильск, Красноярский край).

Задачи: закрепить правила поведения на улице; учить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном передвижении по дороге; убеждать детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге, познакомить с правилами движения пешеходов по тротуару, развивать пространственную ориентацию.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с правилами дорожного движения, чтение произведений художественной литературы, отгадывание загадок, обыгрывание ситуаций, работа на макете.

Ход:

Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в детский сад, вы становитесь воспитанниками детского сада. Дома, для своих родителей, вы – дети. А попав на улицу, вы становитесь пешеходами. По улицам нашего города движется много машин и пешеходов – и никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила дорожного движения и для водителей, и для пешеходов.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались улицей водители.

- Готовы учить правила дорожного движения?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Тогда пора нам отправляться в Страну дорожных знаков. Как называется часть дороги, по которой движется транспорт?

Дети: Проезжая часть, шоссе.

Воспитатель: А как называется та часть дороги, по которой ходим мы с вами?

Дети: Тротуар.

Воспитатель: По тротуару идут пешеходы: женщины везут коляски, мамы ведут детей, неспешно передвигаются пожилые люди и все остальные граждане. Чтобы не мешать другим пешеходам, по тротуару нужно ходить только с правой стороны спокойным шагом.

На пешеходной дорожке

Нельзя пешеходов толкать,

По пешеходной дорожке

Надо спокойно шагать!

Если беды не хотите,

Неторопливо ходите,

А затевать потасовку –

Стыдно, опасно, неловко.

- Это правило нужно всем выучить наизусть. Переходить проезжую часть можно только в определённом месте. Кто поможет нам перейти дорогу?

Дети: Светофор.

Воспитатель:

Светофор – друг пешехода,

Он стоит у перехода.

Он сигналы подаёт:

Ждать или идти вперёд.

Светофор, светофор –

Наш помощник с давних пор!

- На какой свет светофора можно переходить дорогу?

Дети: На зелёный.

Воспитатель: Правильно. А я хочу проверить, знаете ли вы все сигналы светофора? Давайте поиграем с вами в игру «Светофор»

Игра «Светофор».

Дети встают в круг. Воспитатель в центре круга поднимает по очереди карточки – круги красного, жёлтого, зелёного цветов. Если воспитатель поднимает карточку с зелёным сигналом, дети двигаются по кругу; жёлтого цвета – приостанавливают движение; красного цвета – дети перестают передвигаться.

Воспитатель: Давайте мы с вами рассмотрим картину (воспитатель демонстрирует картину «Улица города»)

- Посмотрите внимательно на картину и скажите, где пешеходы могут переходить проезжую часть улицы? Почему вы думаете, что именно здесь переход через дорогу? Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге нарисованы белые линии. Чтобы назвать этот переход, нужно выполнить задание: обвести по контуру и раскрасить животное, которое называется так же, как белые короткие линии, обозначающие пешеходный переход. (дети выполняют задание за столами).

Что за белые полоски

На дороге здесь лежат?

И по беленьким полоскам

Пешеходы все спешат.

- Ну что, ребята, как называется этот пешеходный переход?

Дети: Зебра.

Воспитатель: Только там, где нарисована зебра и стоит знак «Пешеходный переход» можно переходить дорогу. Запомните:

Пешеход, пешеход,

Помни ты про переход.

Знай, что только переход

От беды тебя спасёт.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета этот знак, и что вы видите на нём?

Дети: Знак красный, человечек перечёркнут.

Воспитатель: Да, красный цвет предупреждает нас об опасности, а перечёркнутый человечек говорит о том, что идти нельзя. Этот знак называется «Движение пешеходов запрещено».

Если видит пешеход

Знак в кружочке красном,

Человечек не идёт –

Двигаться опасно!

- Когда мы видим этот знак – дорогу переходить нельзя.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Дом по улице идёт

На работу всех везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Многие из вас не приходят в детский сад пешком, а приезжают на автобусе, и вы должны знать этот знак.

Воспитатель демонстрирует знак «Автобусная остановка».

- Что вы видите на этом знаке, и какого он цвета?

Дети: Цвет - синий, нарисован автобус.

Воспитатель: Этот знак говорит нам, что здесь автобусная остановка. Под этим знаком пассажиры могут подождать автобус, а автобус может останавливаться, высаживать и забирать пассажиров. А нам, как пассажирам автобуса, надо помнить, что, выйдя из автобуса, надо подождать, пока автобус отойдёт от остановки, и только тогда переходить дорогу.

Воспитатель: На улицах нашего города очень много разного транспорта. Есть среди него и специальный транспорт, который нужно пропускать несмотря на дорожные знаки и сигналы светофора. Кто может назвать эти машины?

Дети: Это скорая помощь, пожарная машина.

Воспитатель: А ещё полицейская машина и служба спасения тоже относятся к специальному транспорту. Эти машины имеют звуковой сигнал – сирену.

Это - специальный транспорт,

Помогающий в беде.

Уступай ему дорогу,

Коль увидишь ты, везде.

Проводится игра «Чей кружок быстрее соберётся».

Игра проводится с использованием знаков «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Автобусная остановка». Дети делятся на три команды и стают вокруг знаков. Воспитатель даёт установку запомнить знак, возле которого они стоят. По сигналу воспитателя дети расходятся. Через некоторое время участники команд должны собраться возле своего знака.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по Стране дорожных знаков окончено. Но помните:

Самый малый знак дорожный –

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак.

Автор: Гейденрейх Ирина Ивановна, воспитатель первой категории МАДОУ "Радость" д/с № 145.

Задачи:

1) Образовательная: закреплять знания детей о социально-культурных нормах, традициях своей страны.

2) Развивающая: развивать речь детей, умение давать свои эстетические оценки, умение выслушивать ответы своих сверстников.

3) Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.

О.О: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: магнитная доска, столы, магнитофон.

Материалы: карта России, цифры, картинки: (русский женский костюм, русский мужской костюм), карточки с названием праздников «Рождество», «Пасха», «Благовещение», «Троица», «Капустник»; карточки с названием символов: блины, капуста, ель, кулич, голубь; таблица (сканворд, в котором можно зашифровать березу, дуб, сосну); кроссворд.

Ход занятия.

Дети играют на ковре. Звучит мелодия смс сообщения.

Воспитатель: О, нам пришло сообщение из типографии, давайте посмотрим, что же нам прислали!

Дети подходят к воспитателю и читают вместе смс: «Нижнетагильская типография готовит к выпуску плакат «Наша Родина – Россия. Просим вас принять участие в изготовлении плаката, чтобы показать величие нашей Родины».

Воспитатель: Для этого нужно пройти познавательные этапы, чтобы закрепить знания о России.

Этап № 1 «Символы и цифры».

- Покажите на карте границы нашей страны?

- Что вы можете рассказать о России?

- А вот вам цифры-подсказки (флаг, герб, гимн, столица, океана, окружающие Россию, цвета флага, короны на гербе, моря, омывающие нашу страну, города-герои).

Ответы детей.

Воспитатель: Да, наша страна очень красива и богата.

Задание «Сравнение цифр»

На плакат размещаем один из главных символов страны-флаг России.

Этап №2 «Русский народный костюм».

Воспитатель: На Руси национальный костюм всегда имел свои особенности, был ярким и красочным.

Задание «Расскажи про костюм» (девочки про женский, мальчики про мужской).

Перекличка пословиц про одежду.

Этап № 3 «Игровой»

Воспитатель: Что любил сочинять русский народ?

Ответы детей (сочинять сказки, пословицы, шутки, прибаутки, частушки, загадки, поговорки.)

Воспитатель: Всё это называется одним словом-фольклор. А что ещё любил делать русский народ?

Дети: В России очень любил народ забавляться и играть в народные игры.

Д/и игра «Узнай игру по картинке».

П/и «Золотые ворота».

После игры дети размещают на плакат изображение русского народного костюма.

Этап №4 «Познавательный»

Воспитатель: Испокон веков в России чтили традиции предков. Мы сейчас отмечаем русские-народные праздники, которые пришли к нам из старины.

Д/и «Подбери правильное название к данному празднику»

Рождество-ель

Масленица - блины

Благовещение - голубь

Пасха - кулич

Троица - берёзка

Капустник - капуста

Дети размещают на плакат изображение праздника.

Этап № 5 «Лесное царство»

Игра «Продолжи предложение»

Чем богата наша страна?

В нашей стране много…(лесов, рек, зверей, цветов, ягод…)

Воспитатель: Верно, Россия – страна лесов. Ребята, назовите 3 самых известных дерева, растущих в России?

- Работа с таблицей (таблица прилагается).

- Составь математическую задачу по картинке (запись в тетрадь в клетку).

Дети размещают на плакат изображение берёзы.

Этап №6 «Разгадай кроссворд»

- Разгадав кроссворд, вы узнаете ключевое слово, в котором зашифрован самый красивый цветок России.

- Какое могущественное дерево так часто связано с нашей страной?

- Первый космонавт в мире?

- Главный город России?

- Какая птица изображена на гербе России?

- Как называется главная песня нашей страны?

- Какой цветок является символом победы? Их дарят ветеранам и возлагают к вечному огню.

- Самая распространенная рыба в России?

Дети разгадывают. (Ключевое слово ромашка).

Пройдя данный этап, дети дополняют плакат недостающими символами (берёза, Гагарин, Москва, орёл, гимн, гвоздика, ёрш).

Под русскую народную музыку дети изготовляют плакат «Наша Родина-Россия» и отправляют в типографию.